Зачем Беларуси иностранные студенты?
Общественный Болонский комитет составил рейтинг белорусских вузов по уровню международного сотрудничества...
Общественный Болонский комитет составил рейтинг белорусских вузов по уровню международного сотрудничества. Лидером среди 47 попавших в рейтинг учебных заведений стал Белорусский государственный университет. В целом эксперты констатируют низкий уровень интернационализации в системе образования страны.
Фото virtualbrest.by
При составлении рейтинга были обследованы интернет-ресурсы 47 учреждений высшего образования, у 16 из которых (34%) вообще отсутствует информация о международном сотрудничестве, в том числе у шести из восьми негосударственных.
Десятка лидеров:
1. Белорусский государственный университет
2. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
3. Минский государственный лингвистический университет
4. Белорусский государственный технологический университет
5. Гродненский государственный университет
6. Институт предпринимательской деятельности
6. Барановичский государственный университет
7. Полесский государственный университет
9 Мозырский государственный педагогический университет
10. Академия управления при президенте
Пятерка аутсайдеров:
Минский высший колледж связи
Минский высший авиаколледж
Институт парламентаризма и предпринимательства
Гомельский государственный медицинский университет
Белорусско-Российский университет
Эксперты оценивали вузы с позиции международной активности, качества партнерства, наличия международных программ, международных центров в вузах и их международной видимости.
«Анализ интернет-ресурсов свидетельствует, что международному сотрудничеству отведено второстепенное значение», — отметил эксперт в сфере образования, в недавнем прошлом глава сената ЕГУ Павел Терешкович.
Он отметил, что, согласно Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 годы, «идея международного сотрудничества сводится к повышению международного престижа белорусской высшей школы и увеличению в три раза объема экспорта образовательных услуг за указанный период».
«Академическая мобильность исключена из числа приоритетов текущей образовательной политики Республики Беларусь, — подчеркнул эксперт. — Свидетельством этого является отсутствие самого термина «академическая мобильность» в словаре официальных документов. Ее возможность лишь подразумевается в контексте обсуждения международного сотрудничества или повышения квалификации преподавательского состава».
Программой предусмотрено, например, направление за счет республиканского бюджета 20 лучших выпускников (0,03% от всех выпускников) в магистратуры зарубежных научных и образовательных центров.
«К числу подобных институций, в частности, отнесен Сетевой университета Содружества Независимых Государств, по существу, не являющийся высшим учебным заведением», — обратил внимание Павел Терешкович.
По его информации, белорусские вузы заключили более 1720 зарубежных договоров — в большинстве случаев со странами постсоветского пространства (исключая страны Прибалтики, доля которых невелика). Более 37% договоров заключены с российскими вузами. Университеты Западной Европы занимают не более 10% от всех партнерских договоров.
Однако как раз программы с университетами Германии, Швеции являются самыми подкрепленными в части ресурсов: «Германию можно назвать локомотивом интернационализации высшей школы Беларуси. Сотрудничество с этой страной в сфере образования подкреплено реальными ресурсами».
Довольно заметный вклад Китая в международное сотрудничество омрачен тем, что «белорусские вузы сотрудничают далеко не с лучшими образовательными учреждениями этой страны».
Павел Терешкевич отметил, что «белорусские вузы в целом неразборчивы в связях».
При том, что среди лучших вузов в различных рейтингах лидируют вузы США, сотрудничество с ними минимальное. Павел Терешкович остановился на примере сотрудничества БГУИР с Computer System Institute (CSI, штат Иллинойс), начавшегося осенью 2012 года.
«БГУИР является ведущим белорусским университетом, а CSI — учреждением образования, которое оказывает услуги повышения квалификации и привлекает на учебу мигрантов и выходцев из неблагополучных районов», — обратил внимание Павел Терешкович.
Кстати, белорусские вузы по большому счету работают по схожему принципу — привлекают студентов из стран третьего мира. Большинство иностранцев, обучающихся в Беларуси — выходцы из Азии, Латинской Америки и Африки, имеющие низкий или недостаточный уровень подготовки. В особенности это касается представителей Туркменистана, составляющих сегодня большинство среди иностранных студентов.
Когда перед системой образования стоит задача нарастить физические объемы экспорта образовательных услуг, вопрос качества подготовки таких специалистов отходит на второй план и для Беларуси не является принципиально важным.
Меж тем, отметил член Болонского комитета Владимир Дунаев, во многих странах иностранных студентов привлекают с целью закрепить их в качестве рабочей силы в стране обучения. Для Беларуси эта тема также актуальна, так как в ближайшие 10-15 лет численность трудоспособного населения в стране будет только уменьшаться, а число пенсионеров — расти.
В такой ситуации иностранный студент может рассматриваться как потенциально ценный кадр для белорусской экономики. И в этом случае уровень его подготовки приобретает принципиально иное значение.
Обсудим?