Вопрос отмены смертной казни официальный Минск опять заболтает

Белорусской власти не нужна отмена смертной казни, нужен процесс дискуссии о ее отмене.

Беларусь остается последней страной в Европе, где все еще применяется смертная казнь. Официальный Минск демонстрирует Западу готовность к диалогу по этому вопросу, но не более того. И, скорее всего, белорусские власти еще долго будут таким образом заигрывать с европейцами, не предпринимая конкретных действий.

Плакат на международной акции против смертной казни в Осло, июнь 2016 года

Евросоюз, Совет Европы и международные правозащитные организации неоднократно призывали Минск ввести мораторий на применение смертной казни и двигаться к ее полной отмене. Однако дальше разговоров о возможности введения моратория белорусские власти так и не продвинулись.

С 1991 года в Беларуси по приговорам судов было расстреляно более 400 человек. Известен только один случай, когда приговоренного к смерти помиловал президент. Наказание в этом случае было заменено на продолжительный срок лишения свободы.

На сегодня смертной казни ожидают четыре заключенных: житель Лидского района Иван Кулеш (признан виновным в жестоком убийстве трех продавщиц), житель Вилейки Геннадий Яковицкий (признан виновным в жестоком убийстве сожительницы), житель Минского района Сергей Хмелевский (признан виновным в жестоком убийстве трех соседей), житель Гомеля Сергей Остриков (признан виновным в изнасиловании и жестоком убийстве двух женщин). Приговоры в отношении этих людей вступили в силу и могут быть исполнены в любой момент.

 

Парламентское дежавю

Помимо этического аспекта в применении исключительной меры наказания есть и политический момент. Использование смертной казни в Беларуси является серьезным препятствием для восстановления статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы для Палаты представителей Национального собрания.

Этот статус парламент Беларуси получил в 1993 году, однако потерял после конституционного референдума, проведенного в ноябре 1996 года и расширившего полномочия президента. В 2009 году на волне потепления отношений официального Минска с Западом Беларусь была близка к тому, чтобы вернуть статус. Но тогда в резолюцию ПАСЕ по Беларуси все же был внесен пункт, что это возможно только при решении проблемы применения смертной казни.

Сейчас, на второй волне потепления в отношениях между Беларусью и Западом, нельзя исключать, что власти решат активизировать и сотрудничество с Советом Европы, его Парламентской ассамблеей, в том числе сделать некоторые шаги навстречу в вопросе смертной казни.

В Палате представителей четвертого и пятого созывов действовала рабочая группа по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания, применяемого в Республике Беларусь. Особо заметной ее деятельность не была, но западные партнеры неоднократно позитивно оценивали сам факт создания такой группы.

Вероятней всего, в новом созыве подобная структура тоже появится. По крайней мере, сразу после избрания спикером Владимир Андрейченко заявил: «Мы этот вопрос обсудим, думаю, что эта группа необходима».

 

Нужен ли референдум?

Кроме того, некую интригу создало заявление Александра Лукашенко о возможном изменении Конституции, прозвучавшее в парламенте 7 октября. В частности, комментаторы не исключают, что на референдум по изменению Конституции может быть вынесен и вопрос о смертной казни.

Впрочем, юрист и политолог Юрий Чаусов подчеркивает, что в белорусском Основном законе смертная казнь не закреплена. В документе говорится, что она может применяться вплоть до своей отмены в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

«Лукашенко говорил об изменениях в Конституцию, но не говорил о референдуме. Повода говорить о том, что есть какая-то вероятность референдума, по-моему, нет, — сказал Чаусов в комментарии для БелаПАН. — Непосредственной связи между конституционной реформой и вопросом отмены смертной казни я не вижу. Это глубокая фантастика — связывать то, о чем говорил Лукашенко, с темой смертной казни. Он говорил немножко о другом все-таки — об изменении каких-то концептуальных вещей. Для отмены смертной казни конституционная реформа не нужна».

Чаусов подчеркнул, что и после отмены смертной казни формулировка относительно нее может оставаться в Конституции: «Эта норма не противоречит ситуации ни в случае применения смертной казни, ни в случае ее отмены».

Такого же мнения придерживается и правозащитник Валентин Стефанович.

«Конституция в этой части не требует изменения. В Конституции уже заложена возможность отмены смертной казни, — заявил Стефанович в комментарии для БелаПАН. — Кроме того, чтобы ввести мораторий на смертную казнь, нет необходимости проводить референдум, потому что не стоит вопрос об изменении Конституции».

Для введения моратория, пояснил собеседник, достаточно указа президента. Норма о смертной казни остается в Уголовном кодексе, но в связи с указом не применяется на какой-то срок или бессрочно.

«Если мы говорим о полной отмене смертной казни, то это решение принимается парламентом путем внесения изменения в действующее законодательство. Для этого никаких референдумов не нужно», — отметил правозащитник.

 

Рубить головы на площади Независимости?

Стефанович подчеркнул, что для общества тема отмены смертной казни является эмоциональной и болезненной. Здесь необходимо провести большую работу с общественным мнением. Хотя, говорит правозащитник, проводившиеся ранее социологические вопросы показывают, что число сторонников смертной казни снижается.

«Во многом это зависит от того, как поставлен вопрос, — сказал Стефанович. — Люди могут не поддерживать смертную казнь, если она, например, будет заменена пожизненным заключением».

Он отметил, что было бы неплохо, если бы в новом парламенте провели открытые слушания по проблеме смертной казни.

«Проблема существует, и она важна, — подчеркнул Стефанович. — Беларусь, к сожалению, не исполняет свои международные обязательства, не исполняет решения Комитета по правам человека ООН, не придерживается его процедур. В частности, когда в КПЧ регистрируется жалоба и правительство уведомляется об этом по срочной процедуре с просьбой не приводить приговор в исполнение до рассмотрения жалобы, власти все равно продолжают казнить людей».

Он напомнил, что в нынешнем месяце в Беларуси усилиями правозащитников проводилась Неделя против смертной казни. «Мы пытались донести, что это бессмысленный вид наказания, — сказал Стефанович. — Смертная казнь не является сдерживающим фактором для преступников».

В качестве примера он назвал трагедию в столичном торговом центре «Новая Европа», где 8 октября 17-летний студент напал с бензопилой и топором на посетителей и убил женщину. «По последней информации, этот парень хотел быть застреленным при задержании. То есть угроза смерти его не остановила», — сказал Стефанович.

Кроме того, добавил он, очень показателен в контексте трагедии и аргумент про общественное мнение как препятствие для отмены смертной казни.

«Это вопрос эмоциональный. И когда происходят подобные громкие преступления, то общественное мнение готово казнить несовершеннолетних или женщин, а в каких-то случаях общественное мнение требует публичных казней, — сказал Стефанович. — Если мы будем поддаваться эмоциональным оценкам каких-то событий общественным мнением, тогда вернемся в средневековье и будем на площади Независимости отсекать головы. Я в таком обществе жить не хочу».

 

Мораторий возможен

Говоря о перспективах решения проблемы смертной казни, Стефанович прогнозирует, что власти все же введут мораторий.

«Если логически рассуждать, то для власти это, конечно, шаг в какой-то степени непопулярный, — говорит он. — С другой стороны, в 2012 году у нас ни одного смертного приговора не было вынесено. Это кто-то в обществе заметил? Кто-то вышел на улицу с требованием расстрелов? Мне кажется, что этот вопрос на самом деле не настолько сильно интересует общество. Только когда случаются громкие истории, люди начинают требовать жестокого наказания и расправы».

Стефанович напомнил, что несколько лет назад группа компаний САТИО проводила исследование, в котором затрагивалась и проблема смертной казни. «По данным этого исследования, 10% опрошенных считают, что смертная казнь в Беларуси уже отменена», — сказал правозащитник.

В пользу возможного введения моратория, по мнению Стефановича, работает и то соображение, что этот шаг «для Лукашенко ничего не меняет».

«Его власть от этого не ослабевает, ситуация в стране не меняется, — рассуждает собеседник БелаПАН. — Но плюсов, как мне кажется, правительство получает больше. Это открывает дорогу в Совет Европы. Не уверен, что власти хотят полноценного членства, потому что оно требует подписания Конвенции о правах человека и признания компетенции Страсбургского суда. Но от восстановления статуса специального приглашенного в ПАСЕ они бы, наверное, не отказались».

 

Резиновый процесс

В свою очередь Юрий Чаусов прогнозирует, что ни отмены смертной казни, ни моратория на ее применение в Беларуси не будет.

«Уже всем понятно, что нам не нужна отмена смертной казни, нам нужен процесс дискуссии об ее отмене — и гражданскому обществу, и государству, — отметил политолог. — Кампания по отмене смертной казни идет, государство с европейцами взаимодействует, создаются рабочие группы. Тут такой принцип: процесс — всё, результат — ничто».

Чаусов подчеркивает: официальный Минск понимает, что из этой темы «можно вызывать позитив еще очень и очень долго». Можно, например, не выносить смертные приговоры и не применять казнь в течение года, потом расширить систему помилования, в новом парламенте возобновить деятельность рабочей группы по проблематике смертной казни, провести кучу конференций — все это Западом будет расценено как позитивные шаги.

«Эта волынка может тянуться достаточно долго. Думаю, что официальный Минск будет выжимать максимум позитивных оценок шагов того, что реально никакими конкретными шагами не является, — прогнозирует Чаусов. — Это такая же система, как и с выборами, которая показала свою эффективность для существующего режима — сотрудничать по процессуальным вопросам, не делая ничего по сути проблемы».

Мораторий по-разному можно понимать, подчеркивает эксперт.

«Например, следующий год опять может стать годом, когда не будет применяться смертная казнь, — отметил собеседник. — Наши преподаватели уголовного права своим студентам говорят о том, что в Беларуси де-факто уже действует мораторий, потому что, мол, в 90-е годы по 40 человек в год казнили, а сейчас одна-две казни».

При этом нормативного решения о введении моратория не будет, уверен Чаусов: «Думаю, что могут в каком-то деле не вынести приговор о смертной казни или не применять ее. И это будут расценивать как конкретный шаг. А введение моратория решением парламента либо каким-то указом президента, думаю, что вряд ли следует ожидать».


  • Честно сказать -- я не знаю за я или против. Впопыхах, сгоряча, можно много дел понатворить, маша шашкой. Потом поостынуть и задуматься... На тему "зачем я их рубил сплеча"... "Пусть негодяй поживёт ещё немного, одумается"... Вот видите - вот на этой позитивной ноте в духе кота Леопольда и возникает раздвоенность осознания необходимости прикончить преступника... Может, Дикий Запад XIX века был и прав, когда вешал публично любого, посягнувшего на жизнь другого человека... Там не было сантиментов. Заслужил - доказано - так и получи. Убийца, подонок - это плохо. Но минул XiX век, минул XX -й. Те же коты страдают от холода и голодухи на улицах... Те же дети идут в школу. Те же маньяки ожидают своих жертв... Мдя, я сторонник револьвера "Кольт" 45-го калибра... А объяснить не умею. Может, и не надо... Но когда эта тема возникает на идее заимствования бабла мистером Лукашенко, - тут знаю, что Кольт ... не развиваю тему, рисуйте сами. Я пас.
  • Казалось бы, с позиции разума, смертная казнь: а) гуманнее для заключенного. Лучше пуля в лоб чем вечность в клетке; б) гуманнее для родственников потерпевших. Тяжело переживать потерю, зная, что животное, совершившее преступление, продолжает дышать; в) гуманнее для общества. Исчезает дополнительная нагрузка на кошельки в виде отчислений на содержание выродка; д) гуманнее для человечества. Больше кислороду, чище генофонд. То есть смертная казнь - как раз таки стоит на стороне гуманности, справедливости и разума? С чего тогда этот пункт так важен для западных "партнеров"? Все просто: это первый шаг на пути формирования у нас капиталистического сознания. Дело в том, что отмена смертной казни (если отбросить популистскую шелуху) ставит интересы одного человека над интересами общества. Потом будет еще много пунктов по сакрализации так называемых "прав человека", но все это ведет к одному: интересы эксплуатирующего меньшинства будут ставиться выше чаяний честно трудящегося большинства. И то, что кто-то имеет право распоряжаться плодами труда остальных и получать с этого прибыль, будет восприниматься как само собой разумеющееся, а тема отстаивания своих прав как класса, общности - станет табу.
  • но все это ведет к одному: интересы эксплуатирующего меньшинства будут ставиться выше чаяний честно трудящегося большинства. И то, что кто-то имеет право распоряжаться плодами труда остальных и получать с этого прибыль, будет восприниматься как само собой разумеющееся, а тема отстаивания своих прав как класса, общности - станет табу. === === Димасик, вы не задумывались, что этим постом вы воссоздаёте микроклимат, так сказать, окружающую среду вокруг вполне реальных людей, которым завтра, в понедельник придётся идти на работу. И без шуток, а вполне реально. Именно в ту "низовую" область трудящихся, которую вы описали. А вы в курсе, что у меня отопление в трубы бетонного корпуса уже года три подаётся только, когда мороз ниже нуля, чтоб трубы не полопались, а в остальное время - выживайте кто как может... Одно туалетное "очко" - на сотни работающих мужчин и женщин... Профсоюзов нет. На любые возражения по режиму: "Не нравится - Пишите заявление". Это белорусская жизнь, друг мой. И скандально выскочить из неё я могу лишь методом самосожжения. Но не могу, пока не пережил тех родных, которые старше и беспомощны. Нравится? Мне - не особо. Димасик, в ваши 23 года рекомендую вам подбирать себе аудиторию слушателей, соответствующих вам по возрасту... И я без злости, но просто, чтоб вы порой задумались. Если сумеете. Мне в 23 года тоже очень многое казалось ясным, а жизненные пути представлялись без пней и колдобин... И на любую фигуристую тёлку "западал"...
  • "Вопрос отмены смертной казни официальный Минск опять заболтает" И правильно сделает. Для Европы (судя по работе Еврокомиссии) как раз важна болтовня. Но при этом Беларуси, которая нацелена на решение реальных проблем, крайне необходимо сохранить смертную казнь, - государство должно работать, защищать своих граждан, а не перекладывать эту функцию на Бога.
  • Вопрос далеко не новый и обсуждается только у нас 25 лет уже. Да и в истории, если взглянуть на пару веков назад, были уже почти такие же дискуссии. Потому что до отмены смертной казни вообще была отменена квалифицированная и публичная смертная казнь. Примечательно, что аргументы ее сторонников были почти такими же, как аргументы сторонников "обычной" смертной казни сейчас. Разве может, - спрашивали тогда, - обычное быстрое повешение, или отсечение головы или тем более расстрел устрашить отпетого преступника? Разве может оно заменить старое доброе колесование, четвертование, сожжение на медленном огне или наматывание кишек на столб? И разве такая казнь не должна быть публичной? Разве ее не должны видеть дети, чтобы устрашиться и не совершать ужасных ошибок в будущем? И т.д. и т.п. Практика показала, однако, что все эти аргументы оказались, мягко говоря, несостоятельными. Преступность не выросла, а сократилась, и давно уже не бродят по лесам шайки разбойников, а на перекрестках дорог виселицы с просмоленными чучелами не стоят. Хотя, конечно, это не только результат смягчения уголовных наказаний - скорее, результат гуманизации общества вообще. А это процесс не быстрый, изобилующий провалами и откатами, и занимает он десятилетия, а чаще - века.
  • Психология - это штука тонкая...На момент написания я мог эмоционально высказаться по теме, которая сегодня меня совершенно не волнует. И мысли хитроумные роем носились в голове: поудалять всё на... клавишей "Del" - или оставить как есть... С усмешкой преодолел соблазн: пусть поваляется на дальней полке архивов редакции... Будет занятно лет "-надцать" спустя наткнуться... И я с лёгкой иронией смотрю на неизбежное и непредсказуемое будущее, являющее собой "планы партии и народа" на грядущую пятилетку. Ну, а если обрадуемся вместе, так и обрадуемся... Психиатры так же говорят. Им немало "радостных" за смену выпадает..
  • Пишется: "Нужен ли референдум?" === Понтий Пилат осуждая И.Христа и двух разбойников на распятие вынес это на суд горожан. В нынешнем понимании, это был суд или референдум? И что? сегодня все довольны тем судом/референдумом?
  • Нет, если б я уж собрался взрывное устройство, какую-то гранату-лимонку пронести... Хренушки! Мне сумку (не дай Бог рюкзак) проверят, чтоб там ничего опасного (в виде метательного кирпича) не было... Но я смеюсь: граната-лимонка Ф-1 отлично умещается в переднем кармане джинсов. Всё, сразу снимаю все вопросы правоохранителей, которые повсюду террористов ловят: это просто техническое замечание по поводу теоретических возможностей ... Всё, это не моё дело, гранат в карманах не имею... А то мы докатились до того, что за один намёк могут посадить. Неизвестно - ради каких высоких идеалов. Превед, страна!
  • Угу... Уже устал указывать вектор, по которому их всех посылаю.
  • Сейчас кремлинцы Московии-России, уподобая минскому правительству, начинают бороться с тунеядцами и многое чего иное подобное перенимают. Копируют даже стимулирование деторождаемости. Парадокс в том, что Бог стимулирет людские муравейники в некоторых странах и обрекает на голод в других. Для первых на земле созданы запасы угля, нефти, и прочего, дал разум использования угля, нефти и прочего, а вторым - ни первого, ни второго в достаточной мере. А лимонку Ф-1, как говорят, можно заменить аналогичным по размерам, но по силе - ядерным. И, судя по всему, Бог сотворил и третьих, с намерениями, не подспудных человеку для понимания Сотворенного. Как и понимания любви к врагам, объявленной И.Христосом.
  • Ну раз вспомнили, то поговорим и о том, как сам Бог ставится ко всему этому. Был осужден на смерть НЕВИНОВНЫЙ. Спросите теперь у Всевышнего почему он, всесильный, не наложил "вето", хотя мог бы вполне устранить эту несправедливость? Там еще упоминается и о приговоренном к смерти действительно виновном во многих преступлениях. Этот вовсю раскаивался и просил Господа простить его грехи и тот услышал его. Услышал потому, что тот всего лишь прощения просил, а не смягчения наказания. Всевышний его простил, но от смертной казни так и не освободил и умер тот в страшных муках на кресте. Ибо от был освобожден от Божьего наказания, но не от земного.
  • Ну так недавний суд над женщиной, которая в шутку "намекнула" о взрывчатке о многом говорит.
  • Читая Библию, вы, наверное, заметили, что после сотворения человека и сказанного им "хорошо", по окончании "шестаго дня" господь почил. То есть, не особо удивительно, что по словам Ницше - "Бог мертв", а по Гегелю - "сам Бог мертв". Но и тогда (во времена Ницше, Гегеля), да и задолго до "тогда", люди верили не только в своего Бога (в своих Богов), в Богов привнесенных чужаками, или в неведомого некоего (им силой навязанного или придуманного самим) Бога и даже в то, что "Бог мертв", "Бога нет", о чем сказали Ницше и Гегель. Это побудило людей раздвоится на "козлов и овец", которые не только не знают, но и не думают "по какую руку посадит Сын Человеческий когда придет к Своей славе и с Ним все ангелы и Он сядет на престоле Своей славы" (несколько перефразированная выписка из: от Матфея, глава 25, стих 31-46). И нет ничего удивительного, что, как вы пишете "Всевышний его простил, но от смертной казни так и не освободил и умер тот в страшных муках на кресте. Ибо он был освобожден от Божьего наказания, но не от земного". То бишь, от земного сукина сына "на престоле Своей славы" и который: "Стих 45. Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне». Стих 46. И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь". .
  • Справочно для Зимми: В одной из записей, относящихся ко времени работы над первым своим сочинением, Рождением трагедии, Ницше говорит (1870): «Верую в издревле германское: всем Богам должно будет умереть». Позже он все это свел в короткую фразу: «Бог мертв». Молодой Гегель в конце своего трактата Вера и знание (1802) пишет о «чувстве, на которое опирается вся религия нового времени: «…сам Бог мёртв...». ПРИМЕРНО в 50 году н. э. апостол Павел был в Афинах. Там он увидел жертвенник, посвященный неведомому богу и Павел сказал афинянам, этот Бог — Иегова — «не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:24, 27). От Матфея 25:31-46 Козлы и овцы 31 Когда Сын Человеческий придет в Своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле Своей славы. 32 Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. 33 Овец Он соберет по правую сторону от Себя, а козлов – по левую… 45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне». 46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.
  • Отмену смертной казни Запад требует "всего лишь" для гарантии безнаказанности своих агентов влияния. На самом деле в странах Запада, где смертная казнь формально отменена, фактически она существует для тех, кто неугоден крупному бизнесу. Только приговор исполняется по-подлому, исподтишка, руками спецслужб, бандитов или профессиональных убийц. А государство, потерявшее право на смертную казнь, становится бессильным и беспомощным перед лицом враждебных сил, ломающих государства и нации.
  • надо отменить
  • отменить и все