«Сама в шоке». Девушка из Борисова набрала 100 баллов по истории без репетитора

А в аттестате у Саши Мацкевич — одни десятки. При этом зубрилой ее не назовешь.

Мы нашли круглую отличницу, у которой в аттестате одни десятки и в сертификате ЦТ по истории Беларуси 100 баллов. Такого результата Саша Мацкевич добилась, благодаря хорошим учителям и собственному упорству. И никаких репетиторов!

Александра Мацкевич окончила борисовскую гимназию № 1. «Может, прозвучит нескромно, но это лучшая гимназия в нашем городе. И одна из лучших гимназий в Минской области», — с гордостью говорит Саша, когда мы подходим к ее альма-матер.

 

«На пустом месте такие результаты не возникают»

«Я с первого класса отличница, всегда училась на 9-10, — рассказывает выпускница. — Решила, что нужно держать планку до конца. Вообще, до десятого класса ходила в школу с ощущением, что это, прежде всего, общение с друзьями. Уроки меня никогда не напрягали. В 11-м классе решила, что нужно поднажать, чтобы выйти на одни «десятки».

Увидев ее аттестат, мы подумали, что Саша, наверное, целыми днями только и сидела над учебниками.

«Нет, конечно! — говорит девушка. — Мне не хотелось все свободное время тратить на учебники, поэтому я ходила на танцы, продолжала играть на фортепиано. Музыкальную школу я, как и все, окончила в 9-м классе, но просто у меня такая инициативная учительница, мне это очень нравилось, поэтому последние два года я ходила на «ансамбль».

У входа в школу встречаем учительницу Саши.

«Ну что, есть сто баллов?» — сразу спрашивает Наталия Алмазовна.

«Есть», — отвечает с улыбкой Александр.

«Спасибо большое, Саша! Вас двое в этом году, еще у Новиченок по русскому языку 100 баллов», — говорит педагог.

«Это вам спасибо», — смущается выпускница.

«А вы писать про нее будете? — обращается учитель к нам. — Обязательно напишите, что наша Саша — замечательная девочка: умная, воспитанная. Окончила у нас музыкальное отделение. Она, между прочим, на фортепиано очень хорошо играет, в конкурсах участвовала. В общем, большая умница, трудяжка, поэтому у нее такие высокие результаты. На пустом месте это не возникает».

Спрашиваем у Саши: родители контролировали учебу, проверяли уроки?

«В смысле, родители с детьми учат уроки? — удивляется выпускница. — Нет, я такого даже представить не могу. Ну, в первых классах, может, родители и смотрели мои тетради, но я, честно говоря, этого даже не помню. Я всегда сама справлялась с учебой, хотя у меня мама преподаватель английского, но у меня она занятия не вела».

 

«Готовилась без репетиторов, всю ответственность брала на себя»

И хотя Саше лучше давались гуманитарные науки, профиль у нее был экономический, основной акцент — на математику и английский.

«Я сама от себя в шоке! — смеется выпускница. — Хотя ЦТ по математике я неплохо написала — на 89. Я выбрала экономический профиль, потому что у нас был сильный класс. Не хотела потерять связь с родными мне людьми. Кроме того, у нас были очень профессиональные учителя. Английский, русский преподавали на высоком уровне. А с математикой мне помогла учительница, Лариса Сергеевна. Она большой профессионал. Еще я ходила на факультативы».

А вот репетиторов у Саши Мацкевич не было вообще.

«Сначала я даже волновалась, что у меня нет репетитора, — признается выпускница. — Мне казалось, я меньше всех из параллели готовилась, потому что одноклассники сидели с распечатками, которые им раздавали репетиторы, а у меня были только школьные учебники. Но мне родители сказали сразу: «Репетитор может тебя только подтолкнуть учиться. Если ты сама можешь и хочешь, человек со стороны не повысит твой результат». У многих так и вышло. Они бы и без репетитора хорошо сдали. Я всю ответственность брала на себя. Не знаю, самоуверенность это или что-то другое, но мне не хотелось, чтобы потом, если вдруг будет не тот результат, думать, что зря ходила к репетитору. Я решила, что сама должна подготовиться и сама должна отвечать за свой результат».

Саша Мацкевич из тех счастливчиков, кто умеет и любит учиться. Ей не нужно зубрить параграф, ее родителям не нужно заставлять дочь сделать уроки.

«У меня хорошая память на тексты, — говорит девушка. — Мне достаточно послушать на уроке, потом один раз перечитать, и я могу свободно передать тему. Так у меня было с историей, обществоведением и даже такими навороченными предметами, как биология и география. Обычно мне нужно только подучить детали, это занимает не так уж много времени».

 

«Наши учителя в свое свободное время объясняли нам темы»

Александра очень тепло отзывается о своей гимназии, одноклассниках и учителях. Честно говоря, мы уже отвыкли слышать так много хорошего о школе:

«Нам действительно повезло, потому что наши учителя тратили свое свободное время, чтобы дополнительно с нами позаниматься, чтобы мы лучше поняли материал и хорошо сдали тест. У меня в классе у всех хороший результат по ЦТ. Все собираются поступать на довольно престижные факультеты. Профессии разные — юрист, программист, экономист, дипломат».

Саша решила сдать четыре теста, в этом году абитуриентам дали такую возможность. По английскому она набрала 87 баллов.

«Ожидала большего, честно говоря, но на ЦТ не всегда обстоятельства позволяют показать все свои знания, — говорит выпускница. — Готовилась сама. У меня была очень классная учительница. Уклон был на разговорный английский. Каждый урок начинался с речевой разминки, потом обсуждали темы. Грамматику, которую мы учили первые годы, все время закрепляли на практике. И хотя ЦТ в большей степени проверяет именно грамматику, нам говорили, что мы должны уметь свободно общаться на английском».

К выпускным экзаменам нужно было готовиться серьезно. Списать или переписать диктант в борисовской гимназии не дают.

«Некоторые говорят: «Школьные экзамены, да что там сдавать, можно вообще на них забить». Только не в нашей гимназии! — говорит Александра Мацкевич. — Для меня это все было по-честному. Не зря готовилась, добилась всего сама».

Мы спросили, насколько социальные сети отвлекают от учебы.

«Социальные сети в этом году стали спасением», — ответила Саша. И совсем не для того, чтобы часами смотреть бьюти-влоги.

«Мы обменивались информацией по урокам. Сбрасывали друг другу вопросы, тесты», — объяснила Александра Мацкевич.

Но не стоит думать, что популярные увлечения прошли мимо учеников борисовской гимназии.

«У нас были свои рэп-батлы, по типу Versus, знаете? — говорит Саша. — Мальчики участвовали, они у нас творческие ребята. А мы, девочки, их поддерживали. И даже трансляции записывали».

 

«Детям нужно дать больше свободы»

Но скучные и нудные уроки тоже были, куда без этого!

«Например, физика, — говорит Саша. — Она меня никак не касается, но раз я решила идти на «десятки», пришлось вникать».

Лишнего в школьной программе тоже хватает: «Возьмем, к примеру, биологию. Нам говорят, ее нужно знать для общего развития. Но в 11-м классе мы решаем задачи по ДНК. Сомневаюсь, что это нужно в непрофильных классах. Хотелось бы это время потратить на «свои» предметы».

Александра говорит, что хотела бы ощущать в школе больше свободы, чтобы не было все «по стандарту».

«У нас практически не проводят дискуссии, мало примеров из жизни, а это, по-моему, очень важно. Нужно дать детям больше возможностей для творчества, даже если для этого нужно отойти от темы. Но вообще я считаю, что в Беларуси неплохое образование, особенно профильное, как у нас в гимназии».

 

«По истории Беларуси могу сказать точно: всё есть в учебниках»

Централизованное тестирование Саша Мацкевич называет настоящим испытанием. Важно не только хорошо подготовиться к предмету, но еще сосредоточиться, чтобы не наделать глупых ошибок.

«Когда сдавала русский, больше думала, как заполнить бланк, а не ответить на вопросы, — признается девушка. — Поэтому, наверное, и результат вышел не очень — 87 баллов. Я очень сильно волновалась и не была так сосредоточена на заданиях, как хотелось бы. С английским тоже сработал фактор волнения».

Наиболее сосредоточенной Александра, по ее словам, была на ЦТ по истории Беларуси:

«Для меня целого мира не существовало, я просто знала, что мне нужно получить максимальный результат. Не спала несколько суток перед тестом, готовилась. За историю я очень волновалась. После теста еще несколько дней листала учебники и выискивала подтверждение моим ответам».

Самый тяжелый вопрос, по мнению Саши, был по Февральской революции:

«Это вообще не самая простая тема, а мне еще и вопрос с неоднозначным ответом, про либерально-буржуазные партии. Но по истории Беларуси могу сказать точно: всё есть в учебниках. Но важно, как вам предоставили материал, как с вами занимались. Я очень благодарна своей учительнице Майе Петровне. У нее подход был основательный: она давала нам не просто даты, выдернутые из контекста, а объясняла, что за чем шло, почему происходили такие процессы. То есть у меня в голове выстроилась логичная цепочка. И еще учитель обращала внимание на все нюансы в тестах. В итоге на ЦТ не было ничего такого, что бы мы с ней не обсуждали на занятиях».

«Когда пришло sms-сообщение, что по истории я набрала 100 баллов, рядом со мной были одноклассники. Конечно, меня все поздравляли, было очень приятно!», , — говорит девушка.

 

«Отдыхайте летом и не думайте про тесты»

Мы, конечно, не могли не спросить у медалистки, что бы она посоветовала одиннадцатиклассникам, которые через пару месяцев начнут подготовку к поступлению в университеты.

«Я бы посоветовала не тратить лето на учебу. Ребята, просто отдыхайте и даже не думайте про экзамены, — говорит Саша. — А вот когда начнется учебный год, нужно настроиться на серьезную работу. Не надо паниковать. Постарайтесь систематизировать всё, что вы получили за последние годы, определите, с чем у вас проблемы, и точечно работайте по этим вопросам. Это кажется, что в голове ничего не осталось. Но ведь мы столько времени провели на уроках. Нужно просто заставить свою голову всё вспомнить. Это неправда, что 11-й класс пролетает незаметно. Времени на то, чтобы подготовиться, хватает. У меня одноклассник физику фактически за этот год выучил: хочешь быть программистом — сдай ЦТ по физике. И у него, кстати, хороший результат».

По словам выпускницы, основная подготовка приходится на последние месяцы учебы.

«Но я бы не верила рекламе «За два месяца подготовим к ЦТ». Если в голове пусто, за два месяца подготовиться нереально», — считает Саша.

 

«Решила поступать в ЕГУ, потому что там больше свободы»

У Александры Мацкевич очень хороший результат по итогам ЦТ: по математике — 89, по русскому — 87, по английскому — 87 и, наконец, 100 баллов по истории. И приплюсуйте 100 баллов за средний балл в аттестате. С такими оценками Саша могла бы поступить в любой престижный белорусский университет, но она выбрала ЕГУ.

«Там другая организация образования, — объясняет девушка. — Больше свободы и независимости».

Тест по английскому она сдала в Вильнюсе еще в марте — на 9 баллов, за эссе также получила «девятку». С этим результатом можно рассчитывать на бесплатное образование.

«Но в ЕГУ нужно каждый семестр подтверждать свои знания, там рейтинговая система. Это не как у нас: поступил на бюджет — и можешь до пятого курса расслабиться, там стипендию нужно каждую сессию подтверждать».

Тесты в Беларуси она сдавала, по сути, для подстраховки: вдруг что-то не выйдет с ЕГУ.

«Но я буду очень стараться, — уверяет Александра. — Меня заинтересовало в ЕГУ «международное право». Пока не знаю, вернусь в Беларусь или останусь за границей. Сначала нужно получить образование».

Родители выбор дочери поддерживают, а ее результатами очень гордятся.

«Это полностью ее заслуга, — говорит отец. — Сашу не надо заставлять учиться, она сама знает, что и как делать. Я считаю, что в контексте дальнейшего развития Беларуси, та специальность, которую она выбрала, будет востребована».

Напоследок спрашиваем, как Александра планирует отдохнуть после напряженной подготовки к поступлению.

«Ну, я за пару дней уже успела выспаться, — отвечает она. — В ближайшее время хочу научиться играть на гитаре, например».

 

 

Фото Сергея Балая