Галина Скороход. ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД. ЖКХ Беларуси — как избежать ошибок Украины?

Галина СКОРОХОД

Галина СКОРОХОД

Окончила Минский педагогический институт иностранных языков. Трудовую деятельность начала с должности учителя, затем на протяжении 8 лет работала в качестве инспектора жилищного отдела Советского района г. Гомеля. С 1997 года — в общественной и политической деятельности. Член ОГП. С 2006 года и по настоящее время — в движении «За Свободу!». Является первым заместителем председателя. Замужем, имеет дочь.

Эксперимент с созданием единого рассчетно-кассового центра (РКЦ), проводившийся на базе Первомайского и Партизанского районов Минска, объявлен успешным.

Суть эксперимента заключалась в создании Службы заказчика на базе коммунальных унитарных предприятий ЖКХ с неограниченными функциями: проведение торгов и конкурсов на оказание услуг (при нашей почти безальтернативной системе!), организация работ по выполнению технического обслуживания жилфонда, капитального и текущего ремонта, оказанию платных услуг и др., а также работа с обращениями граждан. Функции исполнителей возложены на ЖЭУ, которые получили статус хозрасчетных и подчиняются администрациям районов города.

Что стало показателем успешности? Нам сообщают, что снизилась себестоимость технического обслуживания жилфонда (это при росте тарифов с нового года на 10 рублей), созданы хозрасчетные предприятия (и это при отсутствии выхода на самоокупаемость), произошло «четкое разграничение функций предприятий и рабочих, оказывающих жилищно-коммунальные услуги», уменьшилось количество жалоб.

В марте текущего года было принято решение о распространении опыта и начата регистрация подобных служб в оставшихся районах и крупных городах Беларуси. Казалось бы, должен наблюдаться прогресс, однако проблемы не заставили себя ждать.

То, что было приемлемо в двух районах Минска, оказалось весьма проблематичным в масштабах страны. Сегодня можно сказать о парализованности работы ЖКХ в районах, нарастании новой волны недовольства граждан, что не устраняет, а обостряет кризисные явления в обществе.

Что же сегодня происходит в ЖКХ? Суть в том, что создается Единый центр-заказчик в виде ОАО, через который заключаются договора с потребителями и поставщиками. Ни один из субъектов не имеет права на заключение договоров напрямую — только через посредника в виде ЗОАО. Все платежи получает только ОАО через своих уполномоченных — юридических лиц в виде РСЦ, и перенаправляет их поставщикам. Все РСЦ берут проценты с оборота, причем наиболее страдают небольшие города — чем меньше лицевых счетов, тем выше процент отчислений. Например, в Мозыре заявлено о доходе с оборота в 8%, в Бобруйске — 7%, в столице — 4,5%. Плюс ОАО, который «ограничивается» 1,5%.

Если суммировать эти цифры, то на плечи граждан ложится дополнительное бремя помимо повышения стоимости услуг, причем с фактором территориальной дискриминации.

Что взято за основу эксперимента? Возможно, опыт Украины? Насколько он решит проблемы Беларуси? Если сделать резюме украинской прессы, то ситуация выглядит следующим образом.

Служба единого заказчика была создана в Харькове в 2006 г. с целью демонополизации системы ЖКХ. Функция заказчика была возложена на КП «Жилкомсервис», а поставщики услуг привлекались на конкурсной основе.

Позитивные результаты реформы — численность занятых в отрасли не увеличилась, равно как и не увеличилась квартплата, т.е. произошло разумное перераспределение функций внутри самой системы. Кроме того, был создан ряд новых функциональных предприятий, объединивших узкопрофильных специалистов (лифтеров, дворников и т.д.).

Система оплаты за услуги также изменилась. Единственным центром, который имел право брать плату за предоставление услуг, стал КП «Жилкомсервис». Заявки по проблемным участкам на объектах ЖКХ собирались и анализировались службой «062» (аналог «115» в Минске). По схожей схеме заявки передавались исполнителям.

Был разработан новый образец квитанции по оплате коммунальных услуг, который позволяет потребителю увидеть все начисления, льготы, субсидии. Была предусмотрена и такая графа, как перерасчет за не оказанные услуги. Как мы видим, белорусская реформа напоминает кальку реформы ЖКХ в Харькове образца 2006 года.

Спустя полтора года опыт Харькова начал распространяться по всей Украине.

Однако в ноябре 2014 года прокуратура Харьковской области заявила о многомиллионных хищениях должностными лицам КП «Жилкомсервис». В вину вменялось заключение предприятием ряда договоров о поставке товаров, работ и услуг, по которым осуществлялись выплаты, с фиктивными поставщиками на многомиллионные суммы, накапливание годами долгов перед другими предприятиями, некачественные услуги населению.

Поставленные реформой задачи своевременного снабжения населения качественными услугами, развитие конкурентной среды на рынке поставщиков, обеспечение безубыточности системы ЖКХ выполнены не были. Идея Службы единого заказчика дискредитирована. С января 2015 года процессуальное руководство по этому уголовному производству осуществлялось Генеральной прокуратурой Украины.

Украинское законодательство было изменено, КП «Жилкомсервис» ликвидировано, а на его базе к маю 2016 года было предписано создать 9 коммунальных управляющих компаний. Новое украинское законодательство предусматривает расширение прав товариществ собственников на самостоятельный выбор управляющих компаний, то ест уход от любого типа монополиста.

Беларусь же выбрала путь неудавшейся украинской реформы?

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».