«Городовой олицетворяет спокойствие». За что хотят судить анархиста Косинерова?

Формулировка из обвинения анархисту должна войти в историю белорусского права.

Анархист Вячеслав Косинеров по-прежнему находится в СИЗО на Володарского. Ему предъявлено обвинение в хулиганстве за акцию со скульптурой городового напротив здания МВД.

Редакции Naviny.by стала известна формулировка обвинения. Если дело все-таки дойдет до суда, то эта формулировка должна войти в историю белорусского права.

Вячеслав Косинеров. Фото Ольги Клещук

 

Во время акции скульптура «Минского городового» повреждена не была

Итак, Вячеслав Косинеров обвиняется в том, что

«12 марта 2017 года около 22 часов 12 минут, находясь в общественном месте, имея единый умысел на совершение хулиганских действий, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, противопоставляя свою личность общественным интересам и нормам нравственности, определяющим добропорядочное поведение, показывая способность к бесчинству, действуя с исключительным цинизмом, выражая необузданное желание самоутвердиться с помощью дерзких выходок, демонстрируя крайне презрительное отношение к нравственным ценностям общества и требованиям добропорядочного поведения, умышленно, беспричинно, из хулиганских побуждений, в присутствии иных лиц, совершил хулиганские действия, а именно возле скульптурной группы «Минского городового» накинул на шею скульптуры «Минского городового» петлю (имитирующую петлю для повешения), выполненную из каната светлого цвета, выделяющегося на фоне скульптуры и заметного для окружающих, после чего затянул петлю у шеи скульптуры и, в продолжение своих действий, нанес два удара рукой по голове скульптуры «Минского городового», олицетворяющей порядок и спокойствие на улицах города».

Что произошло на самом деле 12 марта? Вячеслав Косинеров накинул петлю на памятник городовому времен Российской империи и два раза похлопал его по лицу, если так можно выразиться о скульптуре. Памятник был установлен напротив здания МВД в честь 100-летия белорусской милиции. Он по-прежнему там стоит, поврежден не был.

В интернете был опубликован ролик, где участники акции поясняли, что таким образом выражают протест против беспредела правоохранительных органов. Накануне по всей стране прошли обыски и задержания анархистов. Также был оглашен приговор по делу фанатов футбольного клуба «Партизан», которые за хулиганство получили серьезные сроки

 

Для милиции скульптура — святое место. Но что по закону?

Начальник минской милиции Александр Барсуков заявил, что для него и всей милиции скульптура «Минского городового» — это святое место.

«Для нас, для милиции, для нас всех, я 30 лет в милиции служу, даже больше, сам во всех горячих точках был — это святое место, — заявил Барсуков в эфире ОНТ. — И накинул на него [памятник] веревку. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы сотрудники милиции его не задержали! Знаете, до чего можно докатиться в таком случае? Так можно прийти на площадь Победы и опять какие-то действия произвести. Уже такие действия имели место быть!»

Отметим, что Косинерова задержали не за перфоманс, а за участие в «Марше нетунеядцев». Он отбыл 15 суток ареста, после чего его сразу же повезли в СИЗО на Володарского — за «хулиганство» со скульптурой городовому.

Важный момент — данная скульптура, в отличие от монумента на площади Победы, о котором говорит Барсуков, не является историко-культурной ценностью. Статус у «Минского городового» тот же, что у «Торговки семечками» на Комаровке, «Дамы на скамейке» в Михайловском сквере или «Парильщика» у городской бани на Московской — всё это городские скульптуры, которые тоже что-то олицетворяют, но специального статуса защиты государства не имеют.

Кстати, дрифтер, который катался на машине у монумента на площади Победы, до вынесения приговора находился на свободе, в отличие от Косинерова, которого сразу же поместили в СИЗО.

«Некоторые так называемые правозащитные организации пытаются сделать из него какую-то жертву, — говорит Барсуков про Вячеслава Косинерова. — Какая жертва? Он три раза привлекался к уголовной ответственности — за хулиганство и порчу имущества. Это уже, наверное, как-то характеризует вышеназванного гражданина».

На самом деле Вячеслава Косинерова один раз привлекался к уголовной ответственности — за порчу имущества.

Речь идет о «деле граффитистов». В августе 2015 года он вместе с соратниками был задержан по подозрению в нанесении граффити политического содержания, в частности, надписи «Беларусь мае быць беларускай». При задержании Косинеров был жестоко избит, в результате чего попал в больницу. За хулиганство он осужден не был, вопреки заявлениям начальника минской милиции.

 

Чекисты расспрашивают знакомых Косинерова о его политических взглядах

Делом Косинерова занимается Следственный комитет. Материалы уже направлены прокурору для передачи дела в суд. Заседание могут назначить в конце месяца.

Тем временем, сотрудники КГБ расспрашивают знакомых Косинерова о его политических взглядах, а также предлагают активистам «сотрудничество».

«Я отбывал арест на Окрестина за участие в акции День Воли, — рассказал Артем, который раньше общался с Косинеровым, но последний год почти не поддерживал с ним отношения. — Пришли два сотрудника КГБ. Представились, но когда я переспросил имя и должность, отвечать отказались. Протокол они не оформляли, была просто беседа. Расспрашивали про Косинерова: на какие акции он ходил, кто еще там был. Они говорили, якобы Косинеров получает деньги за тех, кого приводит на акции. Я отвечал, что это неправда. Упоминали еще правозащитницу Насту Лойко, мол, она тоже зарабатывает на активистах. Предлагали мне сотрудничество, чтобы я подъехал и оговорил кого надо. Я отказался. Тогда они намекнули, что могут подпортить жизнь моим родственникам. И сказали, что мы, может быть, еще встретимся».

Правозащитник Анастасия Лойко подтвердила, что знакома с Вячеславом Косинеровым, но деньги ни от него, ни от других активистов не получала.

«Очевидно, сотрудники спецслужб пытаются найти какой-то компромат на Косинерова, — считает она. — Ведь предъявленное ему обвинение не выдерживает никакой критики. В действиях Косинерова нет состава преступления, это понятно любому человеку, даже не юристу. Просто милиция делает всё, чтобы изолировать Косинерова, чтобы отомстить за его позицию, ведь он, по их мнению, замахнулся на «святое». На самом деле этот памятник не имеет никакого статуса, это не историко-культурная ценность, это часть украшения города. Перфоманс кому-то может нравиться или не нравиться, но эта акция не была преступлением».

Напомним, белорусские правозащитники признали Вячеслава Косинерова политзаключенным и требуют его немедленного освобождения.