Сколько стоил Беларуси Чернобыль?
Суммарный ущерб, нанесенный чернобыльской катастрофой, оценивается в 235 млрд долларов.
Чернобыльская катастрофа нанесла Беларуси значительный экономический ущерб. На ликвидацию последствий аварии потрачены миллиарды долларов.
Суммарный ущерб, нанесенный чернобыльской катастрофой, оценивается в 235 млрд долларов, что в ценах 1985 года составляет 32 бюджета Беларуси. Такие данные Института экономики Национальной академии наук Беларуси приводятся в национальном докладе «30 лет чернобыльской аварии: итоги и перспективы преодоления ее последствий», подготовленном Министерством по чрезвычайным ситуациям. Точно такую же цифру год назад озвучивал Александр Лукашенко.
Суммарный ущерб включает потери, связанные с ухудшением здоровья населения, убытки, нанесенные промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству и строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству, загрязнение минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов, затраты на осуществление мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения.
В структуре общего ущерба наибольшую долю (81,6%) занимают затраты, связанные с поддержанием функционирования производства и осуществления защитных мер. Еще 12,6% приходится на потери, связанные с выведением из использования природных ресурсов и народно-хозяйственных объектов, 5,8% — упущенная выгода.
До распада СССР значительную часть расходов по преодолению последствий чернобыльской катастрофы выполнял союзный бюджет, пишет в апрельском номере журнала «Финансы. Учет. Аудит» кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного экономического университета Юрий Грузицкий.
Общая сумма затрат СССР на эти цели за период 1986-1989 годов составила около 9,2 млрд рублей, что соответствовало на то время 12,6 млрд долларов, говорится в статье.
Юрий Грузицкий не берется оценивать, сколько потраченных средств пришлось на Беларусь, поскольку «в то время давали общие данные», но не факт, что Беларуси досталась значительная часть бюджета как самой пострадавшей республике.
«Пошли деньги и на Россию, и в Украину. Нам далеко не сильно обломилось в тот период», — говорит кандидат исторических наук.
После развала СССР в Беларуси начали принимать государственные программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждую пятилетку. С 1990 по 2016 год в рамках этих госпрограмм затрачено 18,2 млрд долларов, рассказала Naviny.by начальник отдела планово-экономической работы и финансирования Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Светлана Макеич.
В первые годы после катастрофы основная масса средств направлялась на защитные меры и переселение жителей на чистые территории. Всего, по данным МЧС, из загрязненных территорий отселено 137,7 тысячи человек из 471 населенного пункта, из них 75% — жители Гомельской области. Одновременно с эвакуацией и организованным переселением самостоятельно покинули территории радиоактивного загрязнения около 200 тысяч человек.
В последнюю пятилетку (2011-2015 год) основным приоритетом госпрограммы был переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию.
«В первые годы в основном деньги были направлены на переселение народа, а сейчас 40-45% идет на социальную защиту и медицинское обеспечение, около 50% — на социально-экономическое развитие (помощь в газификации, строительстве дорог и так далее) и 8,2% — на радиационную защиту», — отмечает Светлана Макеич.
Год назад Александр Лукашенко говорил, что общие расходы Беларуси на преодоление последствий аварии за все годы могут превышать 30 млрд долларов.
Ныне покойный член-корреспондент Российской академии наук (РАН) биолог Алексей Яблоков в комментарии для Naviny.by ранее отмечал, что Беларусь могла бы жить несравнимо лучше и стать развитой европейской страной, если бы не Чернобыль.
«Да, действительно, надо было поддерживать людей, переселять, спасать, строить заново, но этого всего можно было бы не делать, и эти деньги бы остались в Беларуси, если бы не Чернобыль», — говорил ученый.
Обсудим?