«Это называется воровство». Композитор Ханок намерен судиться с певцами

Он запретил использовать музыку своих самых популярных песен Анатолию Ярмоленко и Ядвиге Поплавской.

Композитор Эдуард Ханок якобы попросил у Ядвиги Поплавской 25 тыс. долларов за возможность исполнять его песни. Фото Виктор Толочко, Sputnik

 

Белорусский шоу-бизнес на фоне российского – тихая заводь. Это у соседей скандалы и различные «разборки» то и дело бурлят, у нас же нечто подобное происходит крайне редко, а потому каждый такой случай воспринимается как аховое событие. Впрочем, такого скандала, который на днях стал достоянием общественности, в белорусском шоубизе и вправду не было очень и очень давно.

Причем разгорелся конфликт не между какими-то молодыми и горячими представителями индустрии, которые частенько используют такие штуки для пиара, а между настоящими мастодонтами, ветеранами белорусской эстрады.

Известный композитор, народный артист Беларуси Эдуард Ханок запретил использовать музыку своих самых популярных песен Анатолию Ярмоленко и Ядвиге Поплавской.

На днях соответствующие письма Эдуард Ханок направил министру культуры Борису Светлову и министру информации Лилии Ананич.

«Хочу уведомить Вас о том, что в связи с грубейшими нарушениями моих авторских прав и предстоящими судебными разбирательствами с Анатолием Ярмоленко и дуэтом Тиханович-Поплавской, я, как обладатель исключительных прав, известил все радио и телеканалы Республики Беларусь о запрещении с 26 апреля 2017 года использования как в аудио, так и в телевизионном вариантах музыки следующих моих сочинений (песен):

1. «Вы шумiце, бярозы» слова Нила Гилевича.

2. «Счастливый случай» слова Ларисы Рубальской.

3. «Я у бабушки живу» слова Игоря Шаферана.

4. «Завiруха» слова Геннадия Буравкина.

5. «Малиновки заслыша голосок» слова Анатолия Поперечного.

Этот запрет также касается всех массовых мероприятий, включая Молодечненский фестиваль, а также «Славянский базар» в Витебске.

О возобновлении использования данных произведений (песен) я сообщу дополнительно. В случае невозможности урегулирования правовых отношений с вышеназванными исполнителями, запрет станет окончательным», — говорится в письме Ханка.

Фото письма со страницы в Facebook Анастасии Тиханович

«Белорусский партизан» приводит слова композитора, которыми он объясняет, почему же решился на столь радикальный шаг.

«У меня был предварительный разговор с Анатолием Ярмоленко о нарушении моих прав, после этого я направил ему письмо-предупреждение, но прошел месяц, он никак не отреагировал. Это значит, что Анатолий Ярмоленко отказывается заключать со мной так называемый возмездный договор.

В связи с этим я запрещаю использование своей музыки. Песню я не имею право запретить, потому что это труд поэта и композитора. А без заключенного договора со мной сейчас они фактически не имеют права использовать музыкальную составляющую этих песен. 

Это в советские времена авторы не имели права заключать такие договора, а сейчас все изменилось. В 2011 году вышел закон об авторских правах, где прописаны механизмы заключения возмездного и безвозмездного договоров.

В связи с тем, что артисты грубо нарушали мои авторские права, ни о каком безвозмездном договоре речи быть не может. То есть автор выставляет артисту определенную сумму, которую тот должен ему компенсировать за то, что он использовал твои песни», — сказал композитор.

По словам Эдуарда Ханка, многие белорусские исполнители вообще перестали объявлять авторов слов и музыки песен, которые поют. Про свои самые популярные песни артисты иной раз говорят: ну, что, споем нашу?

«Не так давно Ядвига Поплавская на вечере памяти Александра Тихановича вообще не объявила и не упомянула ни одного из четырех присутствующих в зале авторов. Весь вечер звучало: «Сашины песни». Простите, это что, Тиханович и слова, и музыку написал? Авторы ведь еще живые! На этом вечере мы сидели как бедные родственники…

Или тот же Анатолий Ярмоленко говорит: «Спасибо Тото Кутуньо, что взял нашу песню!». 

Сейчас многие исполнители сами пишут песни. И если на своих выступлениях они не объявляют имена композиторов и поэтов, публика может справедливо считать их еще и авторами прозвучавших композиций. Юридически это называется присвоение авторства, а по-русски — воровство. 

Я все могу понять. И принял бы извинения. Но их нет! Поэтому я считаю, что это вопиющее нарушение авторских прав. И оставлять это просто так, делать вид, что все прекрасно, я не намерен. Поэтому и запретил использование своей музыки. Потому что нельзя поощрять присвоение результатов чужого труда. Всему есть предел», — не скрывает возмущения Ханок.

Между тем, композитор заверил TUT.by, что в настоящее время он готов заключить с Анатолием Ярмоленко и Ядвигой Поплавской досудебное соглашение: «Если они заключают договор, то все остальные претензии снимаются». Если договор заключен не будет, Ханок собирается подать в суд «в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации».

В разговоре с TUT.by Анатолий Ярмоленко не захотел комментировать ситуацию. «Не хочу себе портить настроение и давать комментарии на эту тему, — сказал певец. — Пусть вам все расскажет Ханок. Мне это неприятно, извините».

Для Ядвиги Поплавской решение Ханка стало потрясением. «Это настолько несправедливо. Я до сих пор в шоке, это не по-человечески», — сказала порталу певица.

Она совершенно не согласна с тем, что она и ее супруг относились к Ханку с неуважением. Якобы композитор сказал ей, что просмотрел весь видеоматериал, связанный с Тихановичем и Поплавской, все программы и передачи. И ни разу не слышал, чтобы была названа его фамилия. А самого Ханка ни разу не приглашали на авторские концерты звездной пары.

«Но наших авторских концертов в последнее время было всего два, — недоумевает Поплавская. — Да, там Ханка не было. Не было его и на авторских концертах других композиторов. Но не было ни одного нашего сольного концерта, где бы не прозвучала фамилия Ханка».

«У мяне мову замыкае, — переходит на белорусский язык певица и плачет. — Я заикаюсь, не знаю, что сказать. Мы всегда относились к нему с любовью и благодарностью. И он к нам тоже».

Что касается вечера памяти Александра Тихановича, то Ядвига Поплавская признаётся: тогда она ходила, как тень и сомнамбула. А формат вечера не совсем соответствовал тому, чтобы называть фамилию композитора.

Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Фото ctv.by

«Да, Эдуард Ханок — автор музыки тех песен, которые мы исполняли, — не спорит Поплавская. — Может, кто-то спел бы его песни лучше, кто-то хуже. Но та эмоция и та харизма, которая исходила от нас, попала в сердца людей». Она добавляет, что певцы также участвовали в создании песен. Например, сама она создала аранжировку к песне «Я у бабушки живу», Александр Тиханович — аранжировку к песне «Завіруха».

Анастасия Тиханович, дочь Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской, раскрыла подробности разговора, который состоялся между ее матерью и Ханком. На своей странице в социальной сети Facebook она написала эмоциональный пост, посвященный этой ситуации.

«В середине марта мы приехали на студию. Мама тогда сказала, что, вот, Эдик Ханок придет, и видно было, что ей приятно его желание встретиться. Она думала, что старый друг хочет ее поддержать. Они беседовали на офисной кухне, и спустя 15 минут мы с сотрудниками студии услышали, что там происходит что-то, мягко говоря, странное. Я зашла на кухню, и у меня сердце в пятки ушло. У мамы был настоящий нервный срыв. Она плакала навзрыд, была в таком состоянии, что я просто испугалась. А рядом за всем этим, попивая кофе, безучастно наблюдал Ханок. Это та картина, которую я увидела, зайдя на кухню. Вне себя от непонимания и волнения я спросила, в чем дело, а он мне отрезал, что у них серьезный разговор.

Человек, имя которого народные артисты упоминали НА КАЖДОМ СОЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ, к которому с невероятным теплом и уважением всегда относились, радушно приветствуя при встречах, который совсем недавно показывал на нашей студии им свои песни, который в моем понимании был другом нашей семьи, и никогда и ни разу не было никаких с его стороны разговоров о песнях, написанных им в 80-х, просто сидел и методично морально «добивал» мою Маму, которая 40 с небольшим дней назад потеряла свою половину, свою защиту, опору и поддержку. Маму, которая еле держалась на ногах все это время, которая невероятным усилием воли и благодаря любви к своей профессии и зрителям решила что-то начать делать, в том числе и в память о самом дорогом для нее человеке...

Мама сказала, что сначала Ханок предъявил претензии о том, что его имя не назвали со сцены во время концерта памяти Папы... Все авторы были приглашены на концерт, в первых рядах они сидели в зале... Ни один из них ничего подобного не сказал. Многие плакали, потом подходили, обнимали, говорили теплые слова, поддерживали. Потом какие-то странные претензии, что его имя не называлось еще где-то. В каких-то эфирах концертов. Хотя все знают, что имена авторов всегда написаны как минимум в титрах. А концепции многих телепроектов нового времени не подразумевают стилистику песен года СССР, когда диктор объявлял помимо имени артиста и имена авторов с названием песни.

Кроме того, за каждое исполнение песен на радио или ТВ сегодня автор получает авторские отчисления. Вне зависимости от того, назвали его имя со сцены или нет. В отличие от нашего артиста, который в 99 процентах случаев ничего не получает, если уж об этом зашла речь, за съемки в телепроектах или телеконцертах.

В общем, маме было Ханком сказано, что если она хочет дальше исполнять «Я у бабушки живу», «Малиновку», «Завiруху» и «Счастливый случай», то она должна выкупить у него эти песни. Цена вопроса — 25 тысяч долларов, а иначе все закончится судом.

На вопрос о том, что где же ей даже такую сумму-то взять, он сказал, что, по его мнению и каким-то его личным подсчетам, основанным, по его словам, на изучении видео, выложенных с тех или иных их концертов в интернете, у нее непременно должна найтись такая сумма. Наверное Эдуарду С. было неизвестно, что гонорары наших артистов невероятно далеки от российских, что болел папа 7 лет, что было лечение, экспериментальные препараты, поддерживающие курсы медикаментов и т.д. И что последний самый сложный год они практически работали на лекарства. Он долго расспрашивал про папину болезнь, про все эти вещи. Как-то захмурился.

По итогу, уходя из офиса, Ханок сказал, что верит про болезнь папы и про лечение. Его слова при выходе из офиса были таковыми: «Вопрос снят», и он закончил встречу тем, что сказал, что разрешает ей безвозмездно исполнять песни, о чем в ближайшее время собирается заключить с ней соответствующий договор об этом безвозмездном разрешении.

Потом, как впрочем и до, не было больше ничего, никаких звонков, документов или визитов. Мама после этого разговора разболелась практически до середины апреля. Вчера нам на студию пришло вот это письмо, написанное от 25 апреля — в Мамин день рождения. Это был очередной шок…».

Не зная ситуации изнутри, делать какие-то выводы о том, «кто прав, кто виноват», не представляется возможным. Наверняка, в скандале существуют и подводные камни, которые на публику не выносятся. Единственное, о чем сегодня можно говорить, так это о том, что в случае наложения запрета на исполнение перечисленных песен, проиграют все стороны: и поклонники, и исполнители, и сам Ханок, который лишится авторских гонораров за исполнение песен.

 


  • То есть мы, чтобы коммент оставить, должны авторизоваться по полной, а нам предлагают статьи без авторства?
  • То есть мы, чтобы коммент оставить, должны авторизоваться по полной, а нам предлагают статьи без авторства?
  • Danis Dushelub
    Блин! В человеческом плане -- все всех понимают. Поверьте, "свистулька" "Малиновки" в 1981-м году продолбала все уши народонаселения той поры. Я в Тамбове, с другом на каникулах находясь, устал от неё, ковыряясь не один день гаечным ключом в мопеде... "Рига". Хотя я его завёл-таки... Тогда же был журнал "Юность" с повестью Галины Щербаковой "Вам и не снилось", по которому сняли фильм... На берегу тамбовской речки Цна, на удалённой скамейке, я дочитывал последние страницы повести. Это целый пласт прошедшего времени. ... А сейчас - честно говоря, я ни хрена не понимаю. Мной уважаемый почтенный Ханок, мной уважаемая Я. Поплавская, вдова Тихоновича... Я не юрист, мне даже нет охоты мыслями в эти глупые разборки лезть, ... Всё произошло, всё случилось, всё прозвучало, всё оставило след. Низкий поклон Эдуарду Ханку, "главному конструктору" этих песен Но куда вас всех, чёрт побери, занесло... Глупо это как-то...
  • Zimmicom
    Трудно сказать, но авторские права -это вроде как свято. Пользуешься в своих целях плодами чьего-то творческого устремления будь добр заплатить. Что касается Ханка, то тут куда весомее. В советские времена его приучали просто трудиться творчески с самоотдачей на благо всего общества и он подобных счетов никому не предъявлял. Теперь все изменилось. Теперь Ханок, как и все остальные бывшие советские граждане, вполне осознали ценности цивилизованного мира и играют по его правилам. То есть все имеет цену,а кто ее определяет - это просто цивилизованный торг. Вот пускай и торгуются, но только цивилизованно, а не по-бандитски. Да пусть вас это не смущает. Ведь живем теперь по цивилизованным правилам или во всяком случае стремимся к этому. Вот и занесло нас из совка в цивилизацию.
  • Larisa АKul
    Ханок прав !!!
  • Larisa АKul
    Ханок прав !!!