В Беларуси бездетные усыновители составляют до 65% от всех приемных родителей

По словам кандидата психологических наук, доцента, руководителя исследования адаптации в семьях белорусских усыновителей в рамках программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы Юлии Лахвич, в Беларуси за последние десятилетия изменилась социальная структура усыновителей.

Она отметила, что если раньше приемными родителями становились в подавляющем большинстве люди без опыта воспитания детей, то сейчас ситуация поменялась — бездетные усыновители составляют 60-65% от всех приемных родителей в Беларуси. А треть усыновителей — это те, у кого есть свои биологические дети либо усыновленные ранее, пишет БелаПАН.

«Между тем, изучая процесс адаптации в разных приемных семьях, мы пришли к парадоксальному выводу. Как раз людям с опытом воспитания детей на первом этапе бывает сложнее, чем усыновителям без опыта», — сообщила психолог.

По ее словам, это объясняется тем, что у бездетных пар нет установок, сложившихся ожиданий, эффекта сравнения с предыдущими детьми.

«Поэтому как раз семьи, где уже есть биологические дети, находятся в группе риска, и им нужна активная психологическая поддержка», — отметила она.

В Беларуси нужно развивать культуру усыновления, считает психолог. По ее словам, исследование показало, что сегодня 70% приемных семей сохраняют тайну усыновления, хотя 20% из них до усыновления планировали его не скрывать. Одним из барьеров открытого усыновления является менталитет, который предполагает, что быть другим — значит быть хуже.

«Люди считают, что рассказать об усыновлении, показать факт своего отличия от других семей — значит признать свою неполноценность, ущербность», — сказала психолог.

По ее мнению, белорусским приемным родителям необходимо прививать понятие, что «быть другим — это иметь свои особенности и свой уникальный опыт».

«Факты говорят о том, что у семей, которые сохраняют тайну усыновления, возникает больше проблем на этапе адаптации ребенка. А у семей, которые идут по пути открытости, больше шансов на успешные детско-родительские отношения. Поэтому очень важно создавать площадку для открытого общения семей усыновителей», — сказала она.

Лахвич отметила, что страхи и опасения, связанные с раскрытием тайны у приемных родителей, были и есть, однако у них сейчас есть и желание поделиться своим опытом и приобрести новый, общаться с другими усыновителями.

Так, исследование показало, что каждая третья усыновительница и каждый пятый усыновитель хотели бы принимать участие во встречах для приемных родителей, работать с сопровождающими усыновление специалистами.

«У них есть потребность в таких встречах, — подчеркнула она. — Кроме того, половина приемных родителей готовы и дальше участвовать в подобных исследованиях, что разрушает миф о том, что семьи усыновителей — это закрытая структура».


  • Olga Golovnyova
    Усыновители и приёмные родители - это две разные группы семей, поэтому в заголовке совершенная бессмыслица (для тех, кто хоть что-то об этом знает. А хотелось бы, чтобы журналист хоть что-то знал о том, о чём пишет. Ну, или спрашивал у тех, кто знает, а не плодил заблуждения и стереотипы). И исследование, о котором говорила Юлия Лахвич, проведено в 2011-2015 г.г.