МВД: в белорусском законе нет «легких» и «тяжелых» наркотиков

Судьи не думают о том, дать ли распространителю марихуаны срок меньше, чем тому, кто продавал спайсы.

Суд по делу актера купаловского театра вызвал большой резонанс в обществе. В начале марта Артем Бородич был приговорен к пяти годам колонии за 26 грамм марихуаны, которые обнаружили у него дома. Большой объем наркотика, а также то, что у актера не было наркотической зависимости, стал поводом считать, что хранил Артем марихуану не для себя, а для распространения.

Приговор возмутил и коллег актера, и даже незнакомых людей. Ведь многие до сих пор считают, что марихуана — это и не наркотик вовсе.

От марихуаны тоже становятся наркоманами

Это мнение опровергает главный нарколог Беларуси Иван Коноразов.

«Марихуана — наркотическое средство, которое вызывает психофизическую зависимость, — заявил он в комментарии газете «Звязда». — У человека, который ее употребляет, меняется мировосприятие, внимание, мышление, эмоциональная сфера ... Тому, кто находится под воздействием активного вещества, входящего в состав конопли, могут казаться абсолютно разные вещи».

В таком состоянии, по мнению специалиста, опасно садиться за руль автомобиля. Ведь водитель не способен оценить расстояние между машинами. Узкая дорога может показаться ему широкой. Также после курения марихуаны изменяется ощущение своего тела: руки и ноги кажутся толстыми, длинными. В очень холодную погоду человек под воздействием «травки» может чувствовать жар. В таком состоянии он может просто замерзнуть.

«Применение марихуаны вызывает психологическую зависимость — человек в дальнейшем не сможет жить без нее периодического применения, — считает Коноразов. — Это меняет приоритеты в жизни, ценности. С нормального человека он превращается в зависимого пациента, у которого семья и работа отходят на второй план. При передозировке случаются психозы».

Пять вопросов по делу Артема Бородича

Люди, которые курили один-два раза, самостоятельно решают этот вопрос, говорит специалист. Однако системное применение конопли приводит к ряду психических расстройств. Чаще всего случаются эмоциональные нарушения: расстройства сна, тревога. С этими проблемами пациенты уже обращаются за медицинской помощью.

В Беларуси легализацию марихуаны даже не рассматривают

Начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Василий Лосич отмечает, что белорусское законодательство не разделяет наркотики на «легкие» и «тяжелые».

«Судьи не думают о том, дать ли распространителю марихуаны срок меньше, чем тому, кто продавал спайсы», — говорит он.

Согласно конвенции ООН, марихуана во всем мире признана запрещенным для обращения наркотическим средством. Исключение — несколько стран, где марихуана легализована: Уругвай, несколько штатов в США, Нидерланды.

«Но я общался с голландскими полицейскими, — рассказал Лосич «Звязде».Говорят, что разрешение для распространения марихуаны — это настоящая проблема. Государство ее легализовало, создало для продажи специальные кафе. Но в других местах полицейский может остановить человека, изъять наркотик. Уже сейчас введены ограничения. Кафе убрали на пограничной территории. Эти места собирают вокруг себя много уголовных элементов. В Нидерландах даже собирались прекратить продажу марихуаны, инициировали на законодательном уровне, но пока решили этого не делать».

В последние годы, отметил специалист, в Беларуси возросло количество обнаруженных заграничных посылок с марихуаной.

«В прошлом году мы конфисковали свыше тысячи зерен в различном виде, пришедшие в Беларусь с почтовыми отправлениями преимущественно из России, Украины, Испании. После того, как все курительные смеси были запрещены, многие начали замещать их марихуаной, от которой нет таких трагических последствий, как от спайсов. В этом хотя и небольшой, но позитивный аспект есть. Но, повторюсь, марихуана — очень опасный наркотик, от которого многие становятся наркоманами», — заявил Василий Лосич.

В Беларуси, кстати, есть и своя конопля. Особенно много дикорастущих кустов в Гомельской области, в так называемой Чернобыльской зоне, где не живут люди.

«Дело в том, что наша дикая конопля содержит 3% тетрагидроканнабинола. А индийская, голландская может содержать свыше 20%. Концентрация очень высока, а потому и заказов заграничных много», — объясняет начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми.

В прошлом году, по его словам, правоохранители выявили 28 помещений, предназначенных для выращивания конопли. Многие из них были оборудованы вытяжками, оросительной системой, отоплением. Люди даже умудрились организовать полив на аккумуляторных батареях. Выращивают коноплю и в обычных квартирах.

Марихуану, как и спайсы, чаще всего продают через так называемые закладки. Правоохранители обращают внимание, что даже если друг «угостил» знакомого марихуаной, по нашему законодательству это уже является распространением. Такому человеку может грозить до восьми лет лишения свободы (ч.2 ст.328 УК).

Однако представитель МВД не считает, что в Беларуси слишком суровое наказание в отношении наркодилеров.

«По жестокости наказания мы уступаем многим, — говорит Лосич. — За распространение наркотиков в 26 странах мира предусмотрена смертная казнь. У нас не наказывают за употребление, а в некоторых европейских странах, например в Швеции, за это предусмотрена уголовная ответственность».

«В ближайшее время вопрос о легализации марихуаны в Беларуси рассматриваться не будет, — считает представитель МВД. — Политика государства в этом вопросе очевидная: легализация — это путь в никуда».

Тем временем, Министерство внутренних дел предлагает штрафовать распространителей некурительных табачных смесей, к которым, в частности, относится насвай. Инициативу поддержал и Совет республики.

На данный момент продавцов насвая привлекают к ответственности только за незаконную предпринимательскую деятельность. Хотя, по мнению Минздрава, это вещество по воздействию можно сравнить с психотропом.

Объем насвая, который поставляют в Беларусь, постоянно увеличивается. За последние три года было конфисковано более 4,5 тонн.