Российская таможня взяла белорусский след
Федеральная таможенная служба России проверяет возможность реэкспорта Беларусью российских нефтепродуктов под видом растворителей…
Российская сторона пока не предъявляла Минску официальных претензий по поводу возможных махинаций с экспортов нефтепродуктов, но дает понять, что вплотную заинтересовалась «растворительным» бизнесом Беларуси и собирает факты.
Речь идет, напомним, о резко возросшем за последнее время экспорте из Беларуси таких продуктов нефтехимии как растворители и разбавители. Как известно, при экспорте нефтепродуктов за пределы Таможенного союза Беларусь обязана уплачивать пошлины в российский бюджет — такова цена беспошлинных поставок в Беларусь российской нефти. Но на разбавители и растворители это обязательство не распространяется.
Проанализировав таможенную статистику, и белорусские, и российские эксперты выдвинули предположение, что под видом растворителей Беларусь перепродает на Запад получаемые из России беспошлинные нефтепродукты.
Значительно выросшие объемы экспорта из Беларуси именно растворителей и разбавителей (в 2011 году — 2 млн. тонн) не прошли мимо внимания ответственных российских чиновников. Как отметил на недавней пресс-конференции посол России в Беларуси Александр Суриков, этим вопросом занимаются соответствующие экономические структуры в России.
«Наверняка он будет обсуждаться с белорусской стороной, чтобы не было нарушений с реэкспортом. Реэкспортировать можно, но, пожалуйста, заплатите пошлину», — подчеркнул посол.
Тема «растворительного» бизнеса муссируется в СМИ уже не первый месяц, но белорусская сторона на выдвигаемые предположения и обвинения в нечестном бизнесе не реагирует. Если, конечно, ее об этом не спрашивают напрямую.
Соответствующий вопрос сегодня был задан председателю Государственного таможенного комитета Александру Шпилевскому, который заявил, что все поставки нефтепродуктов из Беларуси происходят в соответствии с подписанными с Россией соглашениями.
«Никаких незаконных поставок за рубеж нет и быть не может. Официально заявляю, что всё, что входит и выходит из страны, находится под жестким контролем», — сказал Шпилевский. Он отметил, что «представители российской стороны, которые находятся в Минске, претензий не высказывали».
Пока не высказывали, но вполне могут это сделать, если факт махинаций с российскими нефтепродуктами со стороны Беларуси подтвердится документально.
Сейчас в ситуации пытается разобраться Федеральная таможенная служба России, которая, как пишут сегодня «Известия», получила основания предполагать, что под видом продуктов нефтехимии Беларусь, возможно, экспортирует нефтепродукты. К расследованию также подключилось Министерство финансов России.
Российскую сторону крайне заинтриговали сумасшедшие цифры роста экспорта Беларусью продуктов нефтехимии — в 8,6 раза в 2011 году по сравнению с 2010-м, и в 125 раз в январе 2012-го по сравнению с январем 2011-го.
Федеральная таможенная служба также заметила любопытное совпадение: поставки в Беларусь нефтепродуктов из России увеличились в 6,3 раза и в те же 6,3 раза выросли объемы вывоза из Беларуси в Латвию растворителей. Синхронное увеличение объемов «позволяет предположить, что растворитель может являться товаром прикрытия», сообщил «Известиям» источник в ФТС.
Минэнерго России попыталось выяснить у белорусской стороны, какой объем растворителей производится на заводах страны, рассказал «Известиям» источник в министерстве. Однако в концерне «Белнефтехим» ведомству ответили, что сбор этих данных на регулярной основе не осуществляется. Белорусская сторона предложила предоставить эту информацию по итогам года.
Если Беларусь в самом деле поставляет на экспорт под видом разбавителей российские нефтепродукты, то, по разным оценкам, только за прошлый год российский бюджет в виде экспортных пошлин недополучил от 450 до 700 млн. долларов. В текущем году сумма недоплат может и вовсе составить порядка 2 млрд. долларов.
Позволит ли Москва кинуть себя на такую сумму? Если, конечно же, «растворительный» бизнес Беларуси не является частью российской политики по субсидированию белорусского режима.
Обсудим?