Владимир Макей уже видит конец туннеля
Представитель белорусской власти такого уровня Минский форум удостаивает своим вниманием, пожалуй, впервые. Владимира Макея красит не только солидная должность, но и его...
Последние 12 лет в отношениях между Беларусью и Европой — потерянные годы. Так считает глава Администрации президента Владимир Макей, принявший участие в открытии XI Минского форума — мероприятия неформального, но с большим политическим подтекстом.
Представитель белорусской власти такого уровня Минский форум удостаивает своим вниманием, пожалуй, впервые. Владимира Макея красит не только солидная должность, но и его статус на этажах власти — сегодня Макей одна из самых приближенных персон к президенту и, соответственно, одна из самых влиятельных.
Более того, выступление главы президентской администрации на Минском форуме вполне можно назвать дебютным. До вчерашнего дня Макей, какую бы должность не занимал, старался находиться в тени и не попадать под прицелы видео- и фотокамер. Но именно Макея, как представителя нового поколения политиков в структуре белорусской власти, называют в числе основных авторов стратегии улучшения отношений с Западом.
Впрочем, судя по тезисам выступления Макея на Минском форуме, заподозрить главу Администрации в неолиберальных настроениях было непросто. За гладкими и четко выстроенными фразами явно прослеживалась характерная для официального Минска позиция — мол, белорусская власть идет на сближение по собственному разумению, а не потому, что прижало, и готова к такому сближению на основе принципа взаимоуважения и равенства сторон.
Впрочем, было бы странно, если бы глава президентской администрации вдруг решил пойти поперек батьки и озвучивать позиции, легальность которых не была подтверждена вышестоящим начальником.
«В течение многих лет Беларусь, будучи интегральной частью Европы, абсолютно незаслуженно подвергалась политическому и экономическому прессингу, стала источником для создания зловещих и фантастических триллеров», — сказал В.Макей.
По его словам, сейчас «нужен беспристрастный взгляд на Беларусь». «Объективно пришел момент, когда надо называть вещи своими именами. Беларусь — европейская страна. Вряд ли кто-то станет отрицать, что благодаря своему устойчивому социально-экономическому росту, согласию в обществе, сбалансированному и миролюбивому внешнеполитическому курсу Беларусь вносит весомый вклад в обеспечение безопасности Европы», — уверен глава президентской администрации.
Чиновник указал, что в развитии отношений Беларусь руководствуется, в первую очередь, экономической целесообразностью, и выразил уверенность, что «белорусы способны внести весомый вклад в общеевропейское развитие». Он подверг критике «эгоизм» Евросоюза — нежелание Брюсселя снизить стоимость шенгенских виз для белорусов.
По словам В.Макея, власти Беларуси «внимательно прислушиваются к критике, чтобы устранять недостатки и постоянно совершенствовать политическую и экономическую систему». «У нас, европейцев, общая история и единые гуманитарные ценности. Но так называемая западная демократия не может быть перенесена под копирку и в одночасье. У каждой страны есть свои традиции, а у народа — национальные нравственно-психологические особенности», — заявил чиновник.
Глава Администрации президента считает «уникальным моментом» нынешнюю возможность Беларуси и Европы выровнять отношения и вовлечь Беларусь в общеевропейские процессы. По его мнению, продолжать прежнюю политику изоляции в отношении Беларуси бессмысленно. «Процессы, которые возможны сегодня, казались маловероятными три года назад. Кто знает, что возможно завтра из того, что кажется маловероятным сегодня», — сказал глава Администрации президента.
В общем, глядя на ситуацию глазами Владимира Макея, белорусские власти заявляют, что сегодня «мы не просто видим свет в конце туннеля, но и конец туннеля».
Наверняка, много вопросов к Макею после его выступления было у богато представленного на форуме экспертного сообщества. Но самые конкретные и необремененные дипломатичными формулировками задали оппоненты власти, принять участие в форуме которым позволил неформальный статус мероприятия.
Спрашивали предельно предметно. К примеру, когда «Народной воле» позволят вернуться в киоски.
Судя по всему, к таким вопросам Владимир Макей не был готов. По крайней мере, ответить столь же конкретно он не смог. Выручил опыт дипломата — глава Администрации пообещал, что белорусские власти предпримут шаги, направленные на осуществление ожиданий Евросоюза в течение испытательного срока до апреля 2009 года, в том числе «изменение ситуации на медийном рынке». При этом Макей заметил, что «свободу СМИ нужно защищать, но защищать в рамках законодательства».
На эмоциональное выступление бывшего политзаключенного Сергея Парсюкевича глава Администрации после небольшой паузы ответил со спокойствием удава, изрядно удивив просвещенную публику стальной формулировкой — в Беларуси «не было и нет политзаключенных». Таковыми, по словам Макея, считаются те, кто «был осужден по уголовным делам». «Закон одинаков ко всем. Другое дело, что он может не соответствовать демократическим реалиям, которые нужны, тогда надо менять этот закон», — сказал В.Макей.
Было бы неплохо, если бы господин Макей развил эту мысль и пояснил, нужны ли белорусским властям те демократические реалии, поделиться которыми готова Европа, и будут ли в связи с этим вноситься изменения в действующее законодательство. Особенно в части уголовного преследования по политическим мотивам.
Пришлось Владимиру Макею выслушать и выступление прорвавшегося к трибуне лидера предпринимательского объединения «Перспектива» Анатолия Шумченко. Тот тоже был достаточно конкретен — решите, мол, Владимир Владимирович, наши проблемы, чтобы ипэшникам не пришлось выходить с протестными акциями на улицы.
Макей, хоть и отметил, что предпринимательство — не его сфера ответственности, но, как мог, попытался малый бизнес успокоить: «Такой цели, как уничтожение предпринимательства, нет, не было и не будет». А кроме того, заявил руководитель Администрации президента, до конца года на рассмотрение главе государства будут переданы предложения по улучшению работы малого бизнеса.
Стать свидетелями неожиданных откровений присутствовавшим на форуме послам европейских стран не удалось. Официальный Минск по-прежнему не спешит форсировать процессы, затягивая режим ожидания.
Обсудим?