Медицинские профессии в Беларуси по-прежнему в дефиците

За последнее время численность практикующих врачей увеличилась. Однако в учреждениях здравоохранения специалистов и медперсонала по-прежнему не хватает...

За последнее время численность практикующих врачей, по данным Минздрава, увеличилась в Беларуси на 13%, а среднего персонала — на 5%. Однако в учреждениях здравоохранения по-прежнему не хватает врачей и младшего персонала, медсестер в особенности. Из государственных больниц и поликлиник специалисты уходят в частную медицину или уезжают за рубеж.

Например, в РНПЦ кардиологии укомплектованность кардиохирургами составляет порядка 77%, а в рентгеновискулярной хирургии — всего 50%.

«Мы всю страну обеспечили этими специалистами. Наши сотрудники, например, работают в Гродно и различных клиниках Минска. Мы на эти ставки набираем молодежь и для себя будем готовить кадры», — отметил в беседе с журналистами перед коллегией Минздрава директор РНПЦ Александр Мрочек.

В реанимации детского кардиохирургического центра, где «труд очень тяжелый, укомплектованность — около 60%».

Многие из осуществляемых в РНПЦ оперативных вмешательств — высокотехнологичные, то есть имеется возможность доплачивать за них и хирургам, и медперсоналу. Средняя зарплата в центре — порядка 6 млн. рублей, в том числе врачи получают около 7 млн. рублей, а медицинские сестры — от 2,5 до 5,5 млн. рублей. Благодаря оказанию платных услуг, средняя зарплата по центру увеличилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 37%.

На оказании платных услуг РНПЦ заработал в 2013 году 1,5 млн. долларов, а весь бюджет РНПЦ на год — порядка 92 млрд. рублей: «Разница большая. Между тем, операции по трансплантации сердца, которые мы делали гражданам Израиля, России, Украины, стоят дорого».

«Мы доплачиваем практически всем категориям работников за счет внебюджетных средств. Однако в целом наши зарплаты не являются достаточными. Зарплата медицинских работников уступает зарплате во многих других сферах. Особенно это касается младшего медицинского персонала, дефицит которого существует. Нам не отказывают в специалистах медицинские колледжи, но есть текучка кадров», — отметил Александр Мрочек.

В другом республиканском центре — РНПЦ психического здоровья, обеспеченность средним и младшим персоналом составляет 50-60%, сообщил директор учреждения Александр Старцев.

Он подчеркнул, что «уровень оказания медицинской помощи, уход и наблюдение за пациентами во многом зависит от среднего и младшего медицинского персонала».

«Образно говоря, — пояснил Александр Старцев, — эффект от работы санитара в психиатрической клинике можно сравнить с эффектом от работы высокотехнологического оборудования. Поэтому одной из проблем психиатрической службы является укомплектование кадрами должностей среднего и младшего персонала».

Директор центра отметил, что в РНПЦ пытаются решать проблему собственными силами, например, предлагая работникам повышенные доплаты по контрактам. Вместе с тем по оплате труда центру, по словам его директора, сложно конкурировать со столичными учреждениями здравоохранения, где существуют доплаты к окладам медиков за счет городского бюджета.

По мнению Александра Старцева, необходимо улучшать условия, в которых работают специалисты, а пациенты психиатрического профиля получают помощь, «как это сделано в других медицинских отраслях».

«Многие наши учреждения, — сказал директор РНПЦ, — размещаются в приспособленных строениях, которые исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта».

Александр Старцев обратился к присутствовавшим на коллегии министру здравоохранения Василию Жарко и вице-премьеру Анатолию Тозику с просьбой помочь в решении проблемы материально-технического обеспечения психиатрической службы.

«Комфортные условия пребывания являются наряду с медикаментозной терапией одним из факторов успешного лечения», — подчеркнул директор РНПЦ.

Из государственных учреждений здравоохранения медики уходят в частные центры и уезжают за границу. В частности, в Россию. Василий Жарко отметил, что белорусские дипломы признаются во многих странах, в результате приграничные российские регионы активно приглашают на работу белорусских врачей, за счет которых решают собственные проблемы с дефицитом кадров.

«Этот процесс необходимо приостановить», — заявил глава Минздрава Беларуси на заседании коллегии. Для этого, по его словам, есть два способа — увеличить заработную плату и решить жилищную проблему. Эти задачи, отметил Василий Жарко, власти намерены решать, не откладывая в долгий ящик. 


  • Я не понимаю, почему в Беларуси при нашей национальной специфике до сих пор не решена проблема с врачами-эндокринологами. В поликлинике год уже нет эндокринолога, и во многих других похожая ситуация. В какие такие частные центры и заграницы они все уехали? Это ошибка организаторов здравоохранения, за которую в нормальной стране кто-то бы ответил. А здесь привыкли все валить на население. Видите ли, слишком часто люди в поликлиники обращаются. Смешно.
  • Вы не правы. Проблема с врачами эндокринологами решена. Они исчезли.
  • А зачем беларусам эндокринологи, хирурги, терапевты и др? У них есть один доктор, который всех беларусов лечит и весьма успешно. И самое главное - лечение помогает абсолютно всем.