Как остановить черных копателей

Попытка с помощью указа президента № 485 поставить заслон перед черными копателями может не увенчаться успехом, считают специалисты.

Попытка с помощью указа президента № 485 поставить заслон перед черными копателями может не увенчаться успехом, считают специалисты.

Историки и археологи занимают однозначную позицию в отношении черных копателей — они занимаются грабежом памятников археологии. Как на средство сдерживания их деятельности большие надежды возлагались на указ президента № 485. Указ уже действует, в течение ближайших шести месяцев в его поддержку будут разрабатываться дополнения и изменения в другие законодательные акты.

Указ запрещает использовать металлодетекторы и другое специальное оборудование на археологических памятниках. Однако остается самая большая проблема — правоприменение указа в конкретных случаях, считает археолог, кандидат исторических наук Николай Плавинский.

Например, археологи встречают черных копателей на древнем поселении и не могут остановить их деятельность, тем более добиться, чтобы они понесли ответственность.

Сколько в Беларуси черных копателей, точно не знает никто. По оценочным данным, на руках у населения десятки тысяч металлодетекторов.

«Например, в Мяделе на 6900 человек списочного населения около 25 человек с металлоискателями. Во время последней экспедиции в Копыльском районе за полдня мы встретили три группы черных копателей», — рассказал Николай Плавинский.

У специалистов нет средств борьбы с этим явлением.

«Человек, который ходит с металлоискателем, не нарушает законодательство. Охранная зона поселения не всегда имеет точки GPS, таким образом, точных границ нет, — отметил Николай Плавинский. — Археологи вызывают милицию, а черные копатели или уходят, или рассказывают, что с помощью металлодетектора ищут, например, потерянные ключи от машины. В результате человека невозможно привлечь к ответственности».

Такая ситуация создает правовую коллизию, при которой черным копателям достаточно сказать, что они ищут нечто совсем другое, а не археологические ценности, и вопрос будет закрыт. Также черный копатель всегда может сказать, что случайно нашел археологическую ценность и намеревался сдать ее государству.

Чтобы было иначе, главной идеей указа должно было быть введение лицензии на право использования металлодетектора и личная ответственность за его использование по примеру оружия, считает специалист.

«Указ президента запрещает использование металлодетекторов и другого специального оборудования только на археологических памятниках. Однако владение металлодетектором и его использование этим указом и другими нормативными актами напрямую не запрещается», — подчеркнул председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович.

Он назвал романтическим иное восприятие указа № 485: «Этот указ можно было бы и не принимать. Он не будет работать, как не работает закон «Об охране историко-культурного наследия» по причине того, что нарушителей невозможно привлечь к ответственности пока археологические объекты юридически не оформлены. Отмечу, что с 2007 года в Беларуси список историко-культурных объектов даже не обновляется, хотя создан специальный отдел при «Белреставрации», который должен вести базу памятников».

Военно-поисковый клуб «ВИККРУ», который занимается поисками останков воинов Второй мировой войны, часто сталкивается с тем, что черные копатели оскверняют захоронения, раскапывая, забирая все ценное на их взгляд и оставляя могилы открытыми.

Заместитель председателя «ВИККРУ» Сергей Беспанский согласен, что вводить лицензирование надо обязательно, а контроль за использованием металлодетекторов осуществлять по примеру инспекций по охране животного и растительного мира.

«ВИККРУ» также использует металлоискатели, но не занимается раскопками, а только ищет захоронения, согласовывая свой маршрут с местной администрацией. Раскопки же производит 52-й отдельный специализированный поисковый батальон.

Новые противоречия

Надежды на указ № 485 у специалистов связаны с тем, что он систематизирует процесс возвращения археологических артефактов. Другими словами, дает возможность легализовать существующие у населения археологические коллекции.

Согласно документу, археологическим объектом является фактически всё, что имеет возраст более 120 лет. Ранее в законодательстве возраст, с которого предмет или объект считается археологически артефактом, вообще не был прописан.

Николай Плавинский отметил, что указ не полностью соответствует действующему музейному законодательству. В частности, в указе написано, что государственные музеи могут продавать один другому археологические артефакты и обмениваться ими. При этом в Кодексе о культуре этого нет: «Существует обменный фонд, но продавать экспонаты друг другу музеи, согласно действующему законодательству, не могут, а согласно указу, если его понимать прямолинейно, могут».

Также существует вопрос, как будет соотноситься деятельность археологических комиссий при местных администрациях и фондо-закупочных комиссий государственных музеев.

Например, человек решил зарегистрировать свою коллекцию монет Речи Посполитой — боратинок. Комиссия при облисполкоме признала их ценность, но для музея они не представляют интереса и включать их в музейный фонд он не готов: «Возникает вопрос, как музей может отказаться от принятия в музейный фонд историко-культурной ценности?»

Николай Плавинский выразил надежду, что документы, которые разрабатываются в продолжение указа, поспособствуют тому, что противоречия будут разрешены.

Любители приборного поиска бьют тревогу

Между тем, на сайте change.org сейчас идет сбор подписей под петицией за пересмотр указа № 485. Петицию подписали более 1600 человек.

В обращении отмечается, что действие указа «фактически может привести к уходу в тень не только любителей приборного поиска, но также и к вывозу из Беларуси частных нумизматических, фалеристических и других коллекций, что может привести к непоправимым последствиям в области истории и музейного дела».

Как отметил в комментарии для Naviny.by один из любителей приборного поиска Андрей Шингель, «нельзя считать всех, кто ходит с металлоискателем, черными копателями».

«Есть люди, которые лазят по местам захоронений, но их меньшинство среди тех, кто увлекается приборным поиском, и я не с ними. Я бы никогда не стал копать на археологических памятниках. Моя цель — найти клад. Я из Несвижа, мы еще детьми лазили в ходы под замком и искали клады. Ничего не нашел пока, но об истории Несвижского края много узнал», — рассказал Андрей Шингель.

Он обратил внимание, что многие государственные музеи пополнили свои экспозиции и запасники находками не официальных археологов, а увлеченных историей людьми.

«А теперь черными копателями автоматически в глазах общественности стали все, у кого есть металлоискатель. И это несправедливо», — считает кладоискатель.


  • Дзякую за фота Антона Астаповіча. Неяк не атрымоўвалася на яго натрапіць. Прабачце, пані Елена, што пішу тут пад нікам, але правілы сайту наступныя - ані змяніць нік, ані выдаліць экаунт чытач не можа. Апошняе прама парушае правы чытача. Меў справу з "белыми копателями". Калі памятаеце, іх узгадваў Лукашенко А. Г. 12 апреля 2011 года. Наступнай раніцай пасьля тэракту у мінскім метро. Ведаеце такіх? Белых копателей?
  • Уважаемые граждане,не стоит делить людей на чёрных и белых.Да,согласен,есть такие личности,которые несмотря на закон,и на простую человеческую совесть,занимаются не совсем благим делом.И благодаря,к сожалению таким личностям,возникла формулировка "чёрные копатели" . Но помимо прочего существуют и граждане,занимающиеся "приборным поиском",которые в свою очередь,насколько мне известно,не мало пользы принесли как самому обществу,так непосредственно и самому государству.А у нас,в "демакратической" стране как это принято,всегда действует принцип домино.Из-за дурного и необдуманного поступка,страдают все. Я сам занимаюсь приборным поиском уже как всего лишь два года.И поверьте мне,за всё время,если собрать воедино то,что может представлять хоть какую то ценность,с трудом натянет на то,что бы отбить свой металлодетектор.Я этим в первую очередь занимаюсь не ради корыстных побуждений и в качестве наживы ( что характерно для "чёрных копателей") а меня удовлетворяет непосредственно сам процесс.Это история,глубокая история своего собственного края,это и совместное культурное времяпровождение на природе.И поверьте,для меня такой досуг гораздо интересней чем просиживать с друзьями в баре или в каком нибудь прокуренном клубе. И если вдруг,конечно не приведи Господь,я случайно наткнусь на предмет,предоставляющий какую либо опасность,будь то боеприпас или что то в этом роде,я естественно имея разумеется на это возможность,сообщу в компетентные органы.И я считаю что это намного благоразумней,чем было бы всё иначе.Наткнись на эти предметы любой другой гражданин,а тем более уж "чёрный копатель".
  • Можете пояснить что за справы вы мели? А касательно копателей - в обществе создается крайне негативная картинка, под которую причесывают все подряд без разбора. Черные копатели и все тут. Без вариантов. Разве это нормально? Например, можем ли мы считать вся прокуратура это взяточники из-за Архипова? А сколько водителей в день задерживают не трезвымми? Около 100. Так давайте лишим ВСЕХ людей прав? Мало того что они сами себе могут нанести увечья, так еще и других убить. А это гораздо опастнее чем ковыпяние в земле. Но не лишают же, точнее всего лишь на какой-то срок. А сколько повторников ловят? Такая же ситуация и тут. Есть те кто, простите, реально гадит, копает захоронения, памятники и т.п. Но 99% обладателей приборов не делает это. Так почему же нельзя найти компромис, а не тупо ввести запрет?
  • В сегодняшней колхозно-феодальной Белоруссии нет других проблем, кроме преследования "черных копателей" ?? А воров при казенных должностях и при разномастных мундирах уже всех обезвредили и наказали ?? А нарушителей белорусской Конституции, которые фальсифицируют белорусские выборы и незаконно захватывают государственную власть в стране, уже всех привлекли к уголовной ответственности ??
  • [quote="ashg"]Можете пояснить что за справы вы мели?[/quote] Не. Спачатку мне трэба выдаліць свой экаунт на гэтым сайце. А Вам, калі Вы хочаце ад мяне нешта пачуць, звярнуцца да мяне на беларускай мове і не пад нікам. Мове майго дзеда. Адзінага мужчыны-носьбіта мовы у маёй сямьі. Вам адмоўлена)
  • Обсуждение: Как остановить черных копателей == А мне подумалось, как остановить захоронения в государственных хранилищах сотен, тысяч, миллионы экземпляров произведений искусств, произведений старины, которые сотнями лет мало кто может видеть и оценивать по их ценностям количества осмотров, оценки и спроса.
  • [quote="нет"]как остановить захоронения в государственных хранилищах [/quote] Вот немка Екатерина 2 перед создание , ныне называемого государственного эрмитажа" сказала, что все это смотрят только я и мыши. А кто смотрит то, что в сегодняшних госхранилищах? Неужели только мыши, или и им непозволительно?
  • [quote="RadziwilShadow1654"]Спачатку мне трэба выдаліць свой экаунт на гэтым сайце. А Вам, калі Вы хочаце ад мяне нешта пачуць, звярнуцца да мяне на беларускай мове і не пад нікам. Мове майго дзеда. Адзінага мужчыны-носьбіта мовы у маёй сямьі. Вам адмоўлена)[/quote] Что за фигню Вы написали? Бред какой-то. Вы всего лишь показали свою скажем так, некоторую странность поставив условия. Во первых сами используете ник. Во вторых я имею право общаться на любом из гос. Языков. В свободной беседе выставлять требования по языку, минимум неумно. Возможно у меня вот предки немцы. Мне что требовать от Вас обращаться ко мне на немецком?
  • Даты календаря хоть уточните, блин.