Одних чиновников сократят, другие сами разбегутся?

Департамент по туризму в результате сокращения госслужащих часть своих функций передает местным отделам образования…

 

В министерствах, ведомствах и исполкомах нынче неспокойно. Вертикаль готовится к реализации требования президента о сокращении числа госслужащих на четверть. Где-то людей действительно уволят, перекинув их обязанности на оставшихся. Где-то лишь поменяют вывески, вместо сокращенного управления создав новый отдел. А где-то до сих пор не могут разобраться, как работать после переформатирования. В такой ситуации нынче находится Департамент по туризму Министерства спорта и туризма.

Одних чиновников сократят, другие сами разбегутся?Указ президента № 168 от 12 апреля «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и негосударственных организаций, а также численности их работников» вступает в действие 1 июля. Сокращение чиновников обосновывается необходимостью повышения их зарплат, так как престиж государственной службы в условиях маленьких доходов катастрофически падает. Кроме того, разросшийся бюрократический аппарат требует изрядного бюджетного финансирования. 

Однако решение поставленной главой государства задачи вызывало ряд нареканий и вопросов.

Так, руководитель Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин сообщил газете «Туризм и отдых», что решение о сокращении госслужащих в сфере туризма с Минспорта «никто не согласовывал, поэтому нам приходится реагировать и пытаться исправить ситуацию, так сказать, вдогонку».

В настоящее время в Департаменте по туризму остается работать 10 человек. По словам Кармазина, в областных управлениях по туризму число чиновников сокращается, как того и требует указ, на 25%:

«Главный удар приняли на себя районные и городские отделы по физической культуре, спорту и туризму. Согласно указу эти отделы сливаются с отделами образования, и получается странный конгломерат под названием «отдел образования, спорта и туризма».

Появление такой структуры не вызывает оптимизма и среди управленцев Минобразования.

Чиновник ведомства, попросивший его не называть, сказал Naviny.by, что с учетом сокращения аппарата в целом, сотрудников отделов образования ждет увеличение объема работы.

«Это неизбежно в связи с увеличением функций, которые появляются у чиновников из-за того, что им придется заниматься вопросами туризма. Это может спровоцировать отток кадров. Приходится надеяться только на то, что на местном уровне работу найти не так-то просто. Иначе все бы разбежались», — отметил собеседник Naviny.by.

Министерство спорта видит ряд проблем в передаче своих профильных функций в другое ведомство. Некоторые из этих проблем Вадим Кармазин называет фундаментальными. Глава Департамента по туризму прогнозирует конфликт интересов, сущность которого заключается в ведомственных подходах к определению как системы физической культуры и спорта, так и туризма.

«Представления отделов образования о развитии туризма базируются на имеющихся в их подчинении центрах детского туризма и краеведения, занимающихся подготовкой юных туристов, организацией походов и соревнований. Данный вид туризма вписывается в закон Республики Беларусь «О туризме» лишь как однокоренное слово», — отметил Вадим Кармазин.

Кроме того, «потребуется значительное время для адаптации вновь пришедших специалистов. Переоформление собственности на здания, транспорт, изменение печатей потребует значительных финансовых затрат».

Поэтому, считает Кармазин, прежнюю систему целесообразно было бы оставить, сократив затраты на госслужащих за счет передачи части функций общественным организациям.

«Во многих странах мира уже часть функций госорганов передана общественным организациям. Мы надеемся, что со временем и у нас такой процесс пойдет. Конечно, хорошо, что у нас сегодня есть шесть общественных объединений, которые занимаются туризмом. Но плохо, что только одна из них — БОО «Отдых в деревне», работает эффективно. Мы рассчитываем на более активную работу Республиканского союза туристических организаций (РСТО), на недавно созданную, но еще очень слабенькую Ассоциацию гостиниц и других», — отметил Вадим Кармазин.

Как считает исполнительный директор РСТО Валентин Цехмейстер, обозначенное представителем Минспорта «направление правильное», но чтобы идти по нему уверенно, не хватает активности третьего сектора.

Например, сказал Цехмейстер, после отмены лицензий на туристическую деятельность как раз профессионалы, работающие в туризме, могли бы создать какую-то систему сертификации для турфирм. Оценка коллег для многих могла бы оказаться более значимой, чем формальные документы от чиновников. Однако этого не случилось.

Таким образом, считает Валентин Цехмейстер, «роль общественных организаций принижена ими самими, они сами всего боятся».

Что касается сокращения чиновников Минспорта, то, по мнению исполнительного директор РСТО, на процессы в туризме это заметно не повлияет.

«Минспорта к регулированию процессов в туризме практически не имеет отношения. Лицензий ведомство не выдает. Сегодня Вася Пупкин может заявить, что он начинает туристическую деятельность. Интернет пестрит весьма сомнительными предложениями об открытии виз, организации туров. Предлагающими их субъектами никто не интересуется, разве что налоговые органы. У нас всегда две крайности: либо зажимают, либо уже как отпустят, то до состояния анархии», — отметил Валентин Цехмейстер.

Не видит эксперт большой проблемы и в том, что отделы туризма сократят на местном уровне, так как, по словам Цехмейстера, «и сейчас людей, занимающихся непосредственно туризмом, в райисполкомах нет».

При этом собеседник Naviny.by согласен с мнением, что управление в сфере туризма должно быть сосредоточено в одних руках. И лучший вариант — если это будет департамент при одном из министерств экономического блока.


  • А, чего "простому народу" волноваться за судьбу сокращённых чиновников? Большая часть из них пойдёт на сравнительно достойную пенсию, которая, как правило, в два-три раза выше средней по стране. Остальныз "гарант" обещал "устроить с учётом большого опыта знаний", не к станку ребятки пойдут.