Белорусские кардиологи готовы к следующей пересадке сердца

Кардиохирургическая служба Беларуси полностью готова к проведению следующей операции по пересадке сердца, а операция состоится, как только появится донор...

Со дня второй операции по пересадке сердца прошло чуть больше недели. 55-летний минчанин Анатолий Опольский, которому была проведена операция, чувствует себя нормально и говорит спасибо врачам за шанс начать новую жизнь.

Анатолий ОпольскийКачество жизни людей, имеющих диагноз «дилитационная миокардиопатия», как у Анатолия и Натальи Радкевич, которой первой в Беларуси сделали пересадку сердца, резко снижается. Анатолий рассказывает, пишет газета «Медицинский вестник», что при каждом сокращении сердца сотрясало все тело. Мешало жить и работать. Анатолий говорит, что когда он сам начал дышать после пересадки, «так легко стало — сразу почувствовал, что нет прежней тяжести, каждый вдох — как сладкий глоток свободы. Утром проснулся — ни тяжести, ни боли. Сердце стучит тихо, даже несколько раз потрогал, приложив ладонь — на месте ли оно».

«Медицинский вестник» рассказывает, что сердце у мужчины начало болеть 7 лет назад. К врачу попал, когда уже трудно было дышать. Диагноз — «дилатационная кардиомиопатия» прозвучал как приговор. Четыре месяца назад Анатолия поставили в лист ожидания на пересадку сердца. Первой реакцией в семье на возможную операцию был испуг: «Но быстро поняли: пересадка — единственный выход. И счастье, что теперь их делают и в Беларуси. Когда я увидел Юрия Островского в телепередаче, где говорили о первой пересадке сердца, интуитивно почуял: следующая будет у меня. И поверил, что все будет хорошо — от Юрия Петровича такая уверенность исходила!».

Любопытно, что накануне пересадки, 25 марта, Анатолий приезжал в РНПЦ «Кардиология» дважды. Один раз для плановой корректировки дозировки лекарств, а второй — по вызову врачей. О том, что обследование проходило перед трансплантацией, узнал к вечеру, когда врачи предложили переночевать в центре, пока все не прояснится с потенциальным донором.

Сейчас Анатолий вполне самостоятелен. Сам умывается, бреется, ест. Аппетит хороший: «Через каждые два часа ем. Больное сердце меня держало на диете, так что теперь наслаждаюсь жизнью в полной мере. Не мог есть: пару ложек — и желудок начинал давить на расширенное сердце. Одышка. Я даже белье из стиральной машины не мог выгрузить. Пришлось забыть о спортивных увлечениях: смолоду любил велоспорт, бег. Все труднее становилось работать в типографии — задыхался».

Заведующий отделением анестезиологии-реанимации № 2 РНПЦ «Кардиология» Андрей Валентюкевич говорит по поводу состояния больного: «В медтерминологии выделяют два понятия: состояние больного и самочувствие. На пятые сутки после трансплантации у пациента было состояние средней степени тяжести. А самочувствие — хорошее: самостоятельно себя обслуживает, в полном сознании, неврологического дефицита нет, в пределах палаты (у кровати) передвигается».

Он заметил, что с каждым следующим случаем отрабатывается протокол, и послеоперационное ведение протекает более гладко. Учитываются трудности, с которыми сталкивались в первый раз: «Например, внезапный лейкоцитоз на фоне клинического благополучия у предыдущей пациентки через две недели после трансплантации подготовил нас к возможному осложнению. Будем спокойнее, увереннее действовать, если подобное случится и теперь. Легче осуществляется подбор иммуносупрессивных препаратов по концентрации в крови. Уже знаем, какого уровня нужно достигнуть, и каким образом это лучше сделать, как быстро насыщать. В первый раз были сомнения, и уровень концентрации наращивали постепенно, теперь — чуть агрессивнее».

Александр МрочекКогда будет следующая операция, никто не знает. Как сообщил директор РНПЦ «Кардиология» Александр Мрочек, кардиохирургическая служба Беларуси полностью готова к проведению следующей операции по пересадке сердца, а операция состоится, как только появится донор.

Всего в листе ожидания 20 человек. Но это только те, кто прошел обследование и полную подготовку к трансплантации сердца. Реальная цифра нуждающихся в этой операции больше. Вообще же, в год в Беларуси в пересадке сердца нуждаются около 50 человек. Кардиологи считают, что при дилитационной миокардиопатии наилучшие результаты лечения могут быть именно при пересадке сердца. В Беларуси таких больных до 150 человек. Оптимальным количеством трансплантаций в Беларуси считается 120-140 в год.