Отношения Минска и Вильнюса подпорчены мирным атомом и военными учениями

В последнее время реакция литовских политиков по белорусским вопросам становится все более эмоциональной.

Противоречия между Беларусью и Литвой накапливаются. Остается надеяться, что они не до конца испортят двусторонние отношения.

Беларусь и Литва
В 2010 году, казалось, что отношения Беларуси и Литвы потеплеют, но крест на этих надеждах поставили президентские выборы и жестокий разгон мирной манифестации

 

Напряженность вышла на новый уровень

Очередным конфликтогеном послужило интервью литовского президента Дали Грибаускайте телекомпании LRT. В нем к числу стоящих перед Литвой вызовов и угроз было отнесено соседство с Беларусью и Россией и использование белорусской территории для «агрессивных игр, направленных против Запада».

В связи с этим в белорусское внешнеполитическое ведомство был вызван литовский посол, которому заявили, что использованная лексика является оскорблением для нашей миролюбивой страны, «вносящей реальный и общепризнанный вклад в дело укрепления безопасности региона».

Дипломату также напомнили, что дружественные белорусско-литовские отношения скреплены договором о добрососедстве и сотрудничестве, действующим уже более 20 лет.

Правда, современная практика наглядно демонстрирует, что соглашения такого рода отнюдь не являются страховкой от самых неожиданных эксцессов. Так, заключенный в 1997 году аналогичный российско-украинский «Большой договор» не предотвратил агрессию Москвы.

Примечательно также, что нынешняя — самая, пожалуй, жесткая за последнее время по отношению к Беларуси — риторика была использована тем лидером государства — члена Евросоюза, который единственный пригласил к себе белорусского коллегу (в сентябре 2009 года). Более того, годом позже г-жа Грибаускайте сама посетила Минск, что тоже было (и остается) неординарным событием.

Тогда она была подвергнута жесткой критике со стороны радикальной части белорусской оппозиции за ряд высказываний, которые были расценены как жест поддержки Александра Лукашенко накануне президентских выборов.

В частности, он был охарактеризован как «гарант политической и экономической стабильности Беларуси, ее независимости», а вот белорусская оппозиция была названа «несерьезной и не имеющей шансов на любых выборах».

В свете этого возникает естественный вопрос, что же привело к столь резкой перемене взглядов главы литовского государства.

 

Главный камень преткновения — АЭС

Хронологически первой причиной охлаждения стали, безусловно, брутальные действия белорусского режима, начавшиеся 19 декабря 2010 года, когда была разогнана Площадь в день президентских выборов. Объединенная Европа, как известно, отреагировала на репрессии достаточно жестко. И Литва (даже будь у ее руководства желание сохранить наметившуюся позитивную тенденцию в отношениях с Минском, что маловероятно), никак могла остаться в стороне.

А уж после объявленного в скором времени решения белорусского руководства начать строительство атомной электростанции в Островце, то есть близ литовской границы, Вильнюс заимел и собственную обиду.

Не исключено, кстати, что ранее литовского президента подталкивало к контактам с белорусским партнером намерение уговорить его отказаться от этого варианта. Что, как видим, не удалось.

Вообще-то опасения литовской стороны, тем более с учетом того обстоятельства, что станция будет расположена всего в пятидесяти километрах от Вильнюса, трудно назвать необоснованными. К тому же строит электростанцию Россия, авторитет которой по части атомных разработок и особенно качества их реализации, мягко говоря, не безупречен.

Тем не менее, несмотря на все призывы и демарши литовской стороны, а также серьезные технические инциденты, имевшие место в процессе строительства, оно продолжает вестись с упорством, достойным лучшего применения.

Минск не обращает внимания даже на то, что в результате категорической позиции Вильнюса — отказаться от закупки электроэнергии со скандальной АЭС (что могут поддержать и другие страны ЕС) — у Беларуси возникает серьезная проблема с реализацией излишков этой самой электроэнергии.

 

Следствие чужой игры

Наконец, омрачает двусторонние отношения и общая ситуация, складывающаяся в последние годы в регионе. Агрессивное поведение Кремля, вылившееся в аннексию Крыма, острый конфликт с Украиной, вызывает вполне закономерное беспокойство на Западе, в том числе в Литве.

К сожалению, в усиливающееся противостояние из-за чрезмерно тесной связи с Россией оказывается втянутой и наша страна. В частности, имеются в виду назначенные на сентябрь белорусско-российские военные учения «Запад-2017», которые, как опасаются соседи Беларуси, могут быть использованы для подготовки очередной российской агрессии.

Трудно сказать, насколько эти опасения оправданны. С одной стороны, Москва вроде бы сейчас не в том состоянии, чтобы обострять конфронтацию с Западом. В то же время ее непредсказуемость не позволяет исключить даже самые, казалось бы, невероятные сценарии, причем речь идет о чересчур серьезных вещах, чтобы их можно было игнорировать.

Соответственно, если добавить еще и напряжение в вопросе АЭС, эмоциональная реакция литовских политиков особого удивления не вызывает.

 

***

В общем, складывающаяся на литовском направлении обстановка сегодня не внушает большого оптимизма. Какие-то издержки, по-видимому, неизбежны, и в частности, скорее всего, станут еще более туманными перспективы запуска многострадального договора о малом приграничном движении между двумя странами, подписанного еще в 2010 году.

Хотелось бы верить, что окончательно скатиться к конфронтации не позволят достаточно эффективное экономическое взаимодействие и время, которое развеет опасения Вильнюса. Не оказалось бы только, что оно, напротив, их подтвердит.


  • "К тому же строит электростанцию Россия, авторитет которой по части атомных разработок и особенно качества их реализации, мягко говоря, не безупречен..." Или доказательства в студию, или поздравляю вас, тов.Фёдоров, соврамши! "Независимая аналитика" по-белорусски: Умом ты можешь не блистать, но русофобом быть обязан. Ну и уметь озвучивать присланные методички. "По данным на середину 2015 года, госкорпорация "Росатом" остаётся мировым лидером по числу проектируемых энергоблоков АЭС. Согласно данным годового отчёта АО «Атомпроект», входящего в структуру «Росатом», в 2014 году предприятия Росатома проектировали 30 атомных энергоблоков, что составляет 41 процент от общего числа проектируемых блоков АЭС в мире.
  • Сергей Макеев
    Страна по сути не имеющая своей территории, пользующаяся чужой столицей и с населением менее чем в Витебской области, при полном отсутствии самостоятельности может только гавкать как Моська