Эксперты связывают рост товарооборота с ЕС с активизацией поставок нефтепродуктов
Рост товарооборота с ЕС связан с активизацией поставок нефтепродуктов. Такое мнение высказал в комментарии БелаПАН о последних данных статистики заведующий кафедрой инновационной экономики Международного университета «МИТСО» кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.
Как сообщалось, по данным Белстата, товарооборот Беларуси со странами Европейского союза в январе-марте 2017 года по сравнению с январем-мартом 2016-го увеличился на 5,6% — до 2 млрд 925,3 млн долларов.
Товарооборот с ЕС снижался более трех лет. В 2016 году по сравнению с 2015-м он сократился на 22,3% и составил 11 млрд 175,7 млн долларов, в 2015 году снижение товарооборота составило 28,5% по сравнению с 2014-м. В январе-феврале нынешнего года впервые наблюдался незначительный прирост — 0,4%.
За январь-март 2017 года экспорт в страны ЕС вырос на 0,5% — до 1 млрд 613,6 млн долларов, импорт увеличился на 12,6% — до 1 млрд 311,7 млн. Положительное сальдо составило 301,9 млн долларов.
Из общего объема экспорта в январе-марте 2017 года на долю стран ЕАЭС приходилось 47,5% (в январе-марте 2016 года — 42,4%), из них на долю России — 45,5% (40,8%), ЕС — 26,1% (32,1%), остальных стран — 26,4% (25,5%). Импорт из стран ЕАЭС составил 58,4% общего объема импорта (в январе—марте 2016 года — 57,2%), из России — 58% (56,7%), ЕС — 18,2% (19,8%), остальных стран — 23,4% (23%).
Основными торговыми партнерами в январе-марте 2017 года являлись: Россия — 52,3% всего объема товарооборота, Украина — 7,2%, Китай — 4,9%, Великобритания — 4,4%, Германия — 4,3%, Польша — 3,8%, Турция — 1,8%, Литва, Нидерланды — по 1,7%, США, Италия и Казахстан — по 1%.
«Мы пока не видели данные в разрезе таможенной статистики, но, исходя из опыта прошлых периодов, надо понимать, что основу экспорта в ЕС составляют нефтепродукты, полученные в ходе переработки российской нефти на белорусских НПЗ. Я думаю, что рост связан с активизацией именно этих поставок», — подчеркнул эксперт.
«В апреле мы наверняка увидим еще более высокие цифры, связанные с нефтяными договоренностями с Россией», — полагает Ярошевич. При этом он считает важным, чтобы активизация в торговле шла по более широкой номенклатуре.
На вопрос, какие еще белорусские товары, кроме нефтепродуктов, были бы интересны в Евросоюзе, он ответил: «Мы бы могли поставлять все, если бы понимали, что рынок Евросоюза не гомогенный. Он имеет особенности не только на уровне отдельных стран, но и отельных регионов. И каждый из производителей должен выстраивать свою стратегию выхода на рынок ЕС не целиком, а учитывать интерес конкретных потребителей. Стандарты там могут быть едиными, но получить сертификат на отдельную продукцию и продать не пробную партию, а крупную — сложная задача», — заметил экономист. Он считает, что в ЕС можно активизировать поставки качественной белорусской мебели, текстиля; не только металлокорд, но и шины, грузовики. «Должен быть выстроен грамотно не просто сбыт, а маркетинговая политика», — советует эксперт.
По поводу взаимной торговли с соседними Польшей и Литвой (статистка показывает падение экспорта и рост импорта) Ярошевич отметил: «Это происходит из-за того, что эти страны обеспечивают нефтепродуктами не из Беларуси. Все, что мы можем еще предложить, у них уже производится, ведь у них такая же производственная база. Например, мы могли бы поставлять продукты питания, которые идут на ура в России. Но и в Польше, и в Литве высокоразвитое сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Здесь надо выходить с нашей техникой, но не просто с пробными партиями, а с развитой сервисной сетью. Пока такой сети в ЕС мы не создали», — отметил Ярошевич.
Он подчеркнул, что нефтепродукты составляют основу экспорта и в Украину. «Нам надо диверсифицировать экспорт не только по странам, но и по номенклатуре поставок и делать это с помощью современных каналов продвижения, как это делают крупные транснациональные компании. У них надо учиться и набираться опыта, подписывать партнерские соглашения, работать с крупными торговыми сетями», — считает экономист.
На вопрос о перспективах объявленной властями стратегии 30/30/30 (экспорт по 30% в страны ЕАЭС, ЕС и дальнего зарубежья), Ярошевич считает ее выполнимой: «Она выполнима. У нас были периоды, когда доля России в экспорте снижалась до 30%, а ЕС росла до 50%. Но здесь, я повторюсь, надо исходить не только из географии поставок, а именно из продуктовой линейки. Мы должны понимать: надо экспортировать на дальнюю дугу не то, что можно отправить сухогрузами, навалить ковшами, а именно товары с высокой добавленной стоимостью. Только в этом есть смысл».
«Это сложная задача. Для этого нужны соответствующие специалисты и продуманная стратегия: не просто кого-то отправили, он съездил на выставку, покрасовался и уехал ни с чем», — резюмировал эксперт.
Обсудим?