Загонят ли власти социальный протест на Бангалор?
Вступило в силу решение Мингорисполкома о местах для проведения массовых мероприятий…
21 июня после официального опубликования в газете «Минский курьер» вступило в силу решение Мингорисполкома № 1554 от 2 июня 2011 года, определяющее места в столице, где можно и нельзя проводить массовые мероприятия.
В качестве постоянных для проведения массовых мероприятий (за исключением уличных шествий и демонстраций) определены три места: центральная сценическая площадка парка Дружбы народов на площади Бангалор; летний театр парка культуры и отдыха имени 50-летия Великого Октября; площадка возле фонтана в Киевском сквере.
Проведение массовых мероприятий не допускается на Октябрьской площади; площади Независимости; площади Победы; проспекте Победителей; проспекте Независимости (на участке от площади Независимости до площади Калинина); на территории, прилегающей к зданию Национальной библиотеки, ограниченной проспектом Независимости, улицами Филимонова, Франциска Скорины, проездом между улицей Франциска Скорины и проспектом Независимости; в парке Победы; а также на расстоянии менее 50 метров от указанных выше мест.
Большинство представителей политических и общественных сил, которым и адресованы эти запреты/разрешения, сходятся во мнении, что приняты они вследствие прокатившихся в последний месяц по столице акций протеста.
Напомним, 7 июня в Минске прошла акция автомобилистов «Стоп-бензин-4», протестующих против очередного повышения цен на топливо. Вечером 12 июня недовольство людей выплеснулось на погранпереходе «Брузги» (Гродненская область). Около 200 человек перекрыли дорогу, возмущаясь, что таможенники не выпускали на территорию Польши водителей, которые выезжали туда второй день подряд. Вечером 13 июня аналогичная акция протеста прошла на погранпереходе «Варшавский мост» (под Брестом). 8 и 15 июня в различных белорусским городах прошли акции молчаливой солидарности «Революция через социальные сети», участие в которых приняли тысячи человек
Власти опомнились не сразу. По требованию автомобилистов, хотя глава государства и отрицает эту взаимосвязь, цены на автомобильное топливо были существенно снижены. Молчавших 8 июня никто и пальцем не тронул. Но уже через неделю, 15 июля, были и десятки задержанных, и турникеты на Октябрьской площади в Минске. В дальнейшем действия милиции по пресечению общественного недовольства будут становиться жестче, Лукашенко послал ясный сигнал и гражданам, и правоохранительным органам.
«Акции протеста только во вред. Пока мы спокойно разговаривали, может, люди не слышали, не сориентировались и прочее. А следующие акции мы будем расценивать как выпад не только против власти, но и народа. Соответственно будем вести себя в рамках закона. Бери, читай закон и смотри, что будет», — сказал на пресс-конференции 17 июня Александр Лукашенко.
«Мотивы такого решения напрямую связаны с теми акциями, которые начались с 19 декабря, — высказал свое мнение Naviny.by член оргкомитета по созданию партии «Беларускі Рух» Виктор Ивашкевич. — Понятно, что власть хочет каким-то образом отгородить себя и свои административные здания от недовольства людей».
«Последние акции, организованные через интернет, явно напугали власти, — полагает и заместитель председателя Партии БНФ Григорий Костусев. — Власти понимают, что недовольство людей возрастает — потому пытаются заранее ограничить возможные и невозможные мероприятия, в том числе, таким способом. Понятно, что они продолжат попытки помешать проведению каких бы то ни было акций. Но время покажет. Ситуация идет к тому, что скоро сами чиновники выйдут на улицы с протестом против происходящего в стране».
Один из руководителей молодежной интернет-платформы «Движение будущего» (именно она организует еженедельные «гуляния») Вячеслав Дианов заявил в беседе с корреспондентом Naviny.by, что считает запреты на выход людей на площади полностью необоснованным.
Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько уверен, что данное постановление Мингорисполкома — «дискриминационное решение в ключе последних действий властей в принципе».
Власти просто не понимают сути этих акций, говорит он: «Вот у них есть список, где значится, что Лебедько, Северинца, Статкевича нельзя пускать, нужно изолировать. А что делать с огромным числом людей, которые не протестуют, а просто хлопают в ладоши и улыбаются, — власти не понимают. И раз они этого не «догоняют», то решают запретить все на корню. Но это все равно, что тушить пожар бензином — это не спасает власть, а только показывает ее слабость».
Впрочем, и до того ситуация с проведением массовых мероприятий благоприятной не была, подчеркивает Анатолий Лебедько: «Можно сказать, власти ухудшают худшее. Решение направлено на подавление всякой активности в стране. Это попытка создать решеточные коридоры, в которых должны ходить сторонники перемен в Беларуси».
«Географически мы находимся в центре Европы, однако действующие у нас правила являются образцами худших традиций африканского континента, — говорит председатель ОГП. — В странах ЕС работает уведомительный принцип организации массовых мероприятий — то есть, политические субъекты уведомляют власти о том, что имеют намерение провести то или иное мероприятие и берут за него ответственность. Да, и там в городах есть места, запретные для таких акций, но они занимают лишь 1% территории. У нас же наоборот — на многомиллионный Минск разрешенных мест всего три!».
Однако попытки белорусских властей изначально ограничить возможности для социального протеста, по словам политиков, не играют принципиальной роли.
Виктор Ивашкевич отмечает, что не место сбора, а количество протестующих определяют эффективность той или иной акции.
«Что касается проведения акции «Всебелорусский народный сход», который запланирован на 8 кастрычніка, то он состоится в любом случае, — уверен Ивашкевич. — Мы считаем, что любое место Минска подходит для сбора людей. Главное в данном случае — количество пришедших, а не место сбора. И если на Бангалор, например, придет сто тысяч, то это уже будет совсем другая ситуация, которая может поставить под вопрос целесообразность, в том числе, и этого решения властей. А если участников акции будет пару сотен, то где бы мы ни собрались, этого все равно не хватит, чтобы изменить ситуацию в стране».
Кстати, Лукашенко все на той же пресс-конференции, говоря о намерении пресекать любые несанкционированные акции, заявил, что услышит тех, кто «хочет выразить свое мнение», «и на Бангалоре, и возле Национальной библиотеки, и еще в каком-то месте».
Анатолий Лебедько считает, что существует масса вариантов проведения акций, не требующих разрешения властей.
«Во-первых, мы будем проводить акции, которые не требуют получения специального разрешения. Например, пока мне никто не может запретить стать у проходной завода и раздать 299 экземпляров печатных материалов, — объяснил он. — Во-вторых, мы собираемся актуализировать эту проблему через обращение в суд и международные инстанции. Потому что данное решение нарушает конституционные права граждан. В-третьих, в рамках нашей антикризисной программы мы собираемся провести пикеты во всех районах Минска. Сейчас отправляем заявки на 9 пикетов, в том числе и в тех местах, которые официально разрешены — посмотрим, не найдут ли чиновники причин для запрета на проведение акций и там».
Вячеслав Дианов тоже заявил, что в связи с решением Мингорисполкома отменять или переносить еженедельные акции на городских площадях не планируется: «Законом о проведении массовых мероприятий наши акции не запрещены. Мы же ничего не нарушаем. На площадь просто приходят люди, которые против режима Лукашенко, они гуляют, но не протестуют с флагами. В этом нет никакого нарушения закона. Так что все будет проводиться, как и раньше».
По словам Дианова, сейчас разрабатываются планы проведения мероприятий, в том числе обсуждаются альтернативные места сбора: «В этот раз будет уже не два альтернативных места сбора, а куда больше. И поскольку сообщать об изменении мест мы будем в последний момент, то равоохранители, думаю, не успеют так быстро мобилизоваться и помешать нам. Ну а если они так боятся своего народа — пусть перекрывают весь центр!».
Те, кто планировал участие в еженедельных акциях еще до нового решения властей Минска, и после его принятия не отказались от этих намерений, говорит Вячеслав: «Власти поливают огромной ложью всех участников наших акций. Люди это видят, и их это подогревает еще больше. Мы говорим: «Хватит врать!».
Обсудим?