Власти толкают негосударственные СМИ к самоцензуре
Ситуация с kyky.org стала демонстрацией тех полномочий, которые Министерство информации получило после вступления в силу…
Первый серьезный инцидент с блокированием веб-СМИ в Беларуси закончился более-менее благополучно: Министерство информации возобновило доступ к ресурсу kyky.org после того, как с сайта в июне были удалены несколько материалов, которые ведомство сочло способными нанести вред национальным интересам.
Примечательно, что несколькими днями блокировки строгое ведомство только подогрело интерес публики к этим материалам. Так что если целью властей было оградить граждан от неподходящей информации, следует признать, что они потерпели поражение. Если же это было предупреждение другим СМИ, то звоночек оказался серьезным.
Ведомство заступилось за День Победы
Сюжет с kyky.org разворачивался так. 15 июня Мининформ принял решение ограничить доступ к сайту в соответствии с законом «О средствах массовой информации» — «ввиду размещения информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь».
«В ряде публикаций, размещенных на данном информационном ресурсе, содержатся уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики Беларусь — Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о Великой Отечественной войне. Также в материалах на сайте www.kyky.org присутствует табуированная лексика, пренебрежительные, а порой и оскорбительные высказывания в адрес представителей определенных социальных групп, национальностей и религиозных конфессий», — говорилось в сообщении Мининформа.
После того, как редакция удалила с сайта четыре материала, к которым у ведомства были претензии, доступ к ресурсу возобновили. Однако вопросы по поводу действий министерства остались.
Чиновники перегнули палку?
В анализе ситуации, опубликованном на сайте адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», юрист Дарья Альперн-Катковская обращает внимание на то, что согласно закону о СМИ установлено лишь три основания, при наличии которых может осуществляться ограничение доступа к информационным ресурсам.
Речь идет о вынесении владельцу информационного ресурса (его составной части) в течение года двух и более письменных предупреждений; распространении посредством ресурса запрещенных или ограниченных к распространению информационных сообщений, материалов; невыполнении владельцем ресурса законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства о СМИ.
Эксперт подчеркивает, что в отношении kyky.org не было вынесено письменных предупреждений. Майское письмо от Мининформа (аналогичные письма получили более десятка интернет-СМИ) также нельзя считать требованием об устранении нарушений, поскольку такое требование должно быть как минимум сформулировано; следовало бы указать нарушение, которое необходимо устранить.
В то же время статья 38 закона о СМИ устанавливает перечень информации, распространение которой запрещено. В частности, это информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, а также другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Беларуси или запрещено ее законодательными актами.
При этом понятие «национальных интересов» законом о СМИ не установлено. Это понятие раскрывает Концепция национальной безопасности Беларуси.
В этом документе национальные интересы трактуются как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.
Это определение, подчеркивает Альперн-Катковская, весьма широкое, позволяющее лишь понять примерную сферу общественных интересов, на регулирование которых направлены концепция и иные акты в данной сфере.
В то же время Концепция национальной безопасности использует иную правовую формулировку, которой нет в законе о СМИ — «ущерб национальным интересам». Под ним понимается, в числе прочего, посягательство на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Беларуси; навязывание Беларуси политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы; недостаточная конкурентоспособность экономики Беларуси; снижение уровня благосостояния и качества жизни населения; дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем и т.д. (перечень очень пространен).
Альперн-Катковская отмечает, что достаточно сложно усмотреть хоть какое-то из этих действий в деятельности редакции kyky.org.
Как подчеркивает юрист, если у Мининформа были претензии к редакции онлайн-издания, то согласно статье 51 закона о СМИ профильное ведомство должно было направить kyky.org требование об устранении конкретных нарушений. И только в случае невыполнения редакцией этих требований в указанный срок Мининформ не позднее чем в трехмесячный срок может ограничить доступ к сайту.
Кроме того, полагает эксперт, при блокировке сайта владелец должен получить официальное решение государственного органа, так как подобные решения могут быть обжалованы.
Звоночек негосударственной прессе
Председатель Белорусской ассоциации журналистов юрист Андрей Бастунец подчеркивает, что Мининформ слишком широко трактует понятие «национальные интересы» и нанесение им ущерба.
«Более того, я уверен: не Мининформ должен определять, что наносит ущерб национальным интересам, а что не наносит, — сказал Бастунец в комментарии для БелаПАН. — Но Мининформ это уже не первый раз делает. Также за «нанесение вреда национальным интересам» было вынесено предупреждение газете «Народная воля» в прошлом году».
Руководитель БАЖ отметил, что концепция национальной безопасности «описывает лишь рамочные условия, для осуществления которых должны приниматься определенные правовые акты». Юрист уверен, что «выносить предупреждения на основании концепции — это нонсенс».
«Не оставляет впечатление, что блокировка kyky.org была показательным мероприятием, и повод для него был уже не столь важен», — подчеркнул собеседник.
По его мнению, ситуация с kyky.org стала демонстрацией тех полномочий, которые ведомство получило после вступления в силу с 1 января изменений в закон о СМИ и принятия постановления о порядке ограничения доступа к сайтам.
«Я думаю, что это такая превентивная мера, направленная на то, чтобы интернет-ресурсы более осторожно подходили к своему контенту», — сказал Бастунец.
Он уверен, что произошедшее, безусловно, отразится на будущей работе не только kyky.org, но и других белорусских СМИ.
«Пусть не все ресурсы, но некоторые будут иметь в виду возможность применения к ним ограничительных санкций. Возрастет самоцензура внутри редакций», — отметил руководитель БАЖ.
Он полагает, что на усиление самоцензуры в редакциях были направлены и вынесенные в начале года по самым незначительным поводам предупреждения ряду региональных СМИ. «Мне кажется, это явления одного порядка», — резюмировал Бастунец.
Обсудим?