Минску улучшили график поставок нефти за хорошее интеграционное поведение
Сориться сейчас с Беларусью, своим главным союзником на постсоветском пространстве, Россия крайне не заинтересована. Этим и объясняются…
Поставки нефти будут оставаться главным козырем России в отношениях с Беларусью, но в наступившем году Минску, похоже, можно не беспокоиться. За хорошее интеграционное поведение ему удалось получить более чем приемлемые условия поставок нефти, во всяком случае на первое полугодие. В дальнейшем многое будет зависеть от сговорчивости белорусской стороны в вопросе продажи России предприятий.
Переговоры об условиях поставки российской нефти в Беларусь в 2014 году еще не завершены.
Беларусь запрашивает 23 млн. тонн, Россия предлагает 21 млн. «Потому что у нас растут обязательства перед Китаем, а добыча не увеличивается», — пояснил посол РФ Александр Суриков на пресс-конференции в Минске 27 декабря.
Вместе с тем, добавил он, возможность поставки 23 млн. тонн нефти «будет рассматриваться». «Пока согласовали половину поставок, но из расчета 23 миллионов тонн. Переговоры еще идут, время есть», — сказал Суриков.
Он имел в виду уже достигнутую договоренность поставить 11,5 млн. тонн в первом полугодии.
Как бы то ни было, для белорусской стороны это лучше графика поставок 2013 года, который приходилось утверждать ежеквартально.
Напомним, отказаться от подписания годового нефтяного баланса с Беларусью Россия решила в начале 2013 года после того, как уличила Минск в сером экспорте нефтепродуктов на Запад под видом растворителей и разбавителей.
Москва может ослабить нефтяной поводок
Уже согласованные объемы поставок нефти вполне устраивают белорусскую сторону, отмечает экономический обозреватель Татьяна Манёнок.
«Гарантированные объемы поставок на первое полугодие позволят белорусским НПЗ работать достаточно эффективно при условии хорошей ценовой конъюнктуры на рынках», — сказала аналитик в комментарии для БелаПАН.
Она особо обратила внимание на то, что в 2014 году условия поставок нефти в Беларусь «в меньшей степени завязаны на российский рынок».
«В прошлом году Россия тщательно контролировала так называемые обратные поставки нефтепродуктов — 3,3 млн. тонн», — отметила Манёнок. Речь идет о той части нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, которые Беларусь обязана была поставлять обратно в Россию.
«В наступающем году условия обратных поставок так жестко квотироваться не будут, а значит, у Белорусской нефтяной компании больше маневров. Она может работать по направлениям, более эффективным для продажи нефтепродуктов, делать упор не на объемы, а на логистику, эффективность, качество продаж», — говорит аналитик.
Есть еще один принципиальный момент нефтяного баланса — экспортная пошлина.
Сейчас Беларусь получает нефть из России без уплаты пошлины, однако при этом должна перечислять в бюджет РФ вывозную пошлину за экспортируемые нефтепродукты, которые произведены из российской нефти. В результате годовой объем перечисляемых в бюджет России средств достигает 4 млрд. долларов.
Понятно, что Минск крайне заинтересован в отмене пошлины. И Москва обещает в ближайшей перспективе это сделать.
Еще в октябре, после заседания Высшего евразийского экономического совета в Минске, Владимир Путин сообщил о планах «ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства».
«Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить вот эти изъятия, связанные с нефтепродуктами и нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать», — сказал Путин.
Кремль опасается «глупостей» со стороны Минска
Посол Суриков на недавней пресс-конференции подтвердил готовность Москвы отменить в будущем Евразийском экономическом союзе изъятия, связанные с перечислением пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.
«Если стороны не натворят глупостей», — добавил посол. Например, пояснил он, вдруг Беларусь захочет сохранить удобные для себя изъятия — тогда и другие партнеры «начнут что-то выдумывать».
Высказанные российским дипломатом опасения не случайны. В Москве Беларусь считают «непростым партнером», который нередко создает внезапные проблемы в двусторонних отношениях, утверждает представитель Института энергетики и финансов РФ Сергей Агибалов.
В качестве примеров российский эксперт привел уже упомянутые схемы с растворителями-разбавителями, а также арест в августе гендиректора ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера, что спровоцировало проблемы с поставками нефти в четвертом квартале 2013 года.
Нефть как «понуждение к росту экономики»… и продаже белорусских активов
Москва, в свою очередь, не скрывает, что объемы и условия поставок энергоресурсов напрямую зависят от общего состояния белорусско-российского сотрудничества.
Комментируя журналистам известное заявление вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о том, что подписание нефтяного баланса с Беларусью будет зависеть от всего комплекса двусторонних отношений, посол Суриков отметил: «Что-то есть в рассуждениях Дворковича. Нефть — это как понуждение к приросту самодостаточности».
При этом он заверил: «Все наши усилия направлены на самодостаточность экономики Беларуси, чтобы она могла поднимать планку уровня жизни населения».
Какими бы благими намерениями ни руководствовался Кремль, они неразрывно связаны с вполне конкретным интересом российского бизнеса к белорусским предприятиям.
В Минске это понимают, и планируют использовать с выгодой для себя.
Так, вице-премьер Беларуси Петр Прокопович, выступая 20 декабря перед парламентом, сообщил: в качестве одного из условий приватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода Беларусь предложила российской компании «Роснефть» увеличить к 2020 году объемы переработки нефти до 20 млн. тонн.
«Разговор идет, чтобы часть нефти, поставляемая в Европу, перерабатывалась в Беларуси и продавалась на экспорт», — пояснил Прокопович.
Как считает Татьяна Манёнок, Мозырский НПЗ взаимно заинтересован в «Роснефти».
«Сейчас перед заводом стоит стратегическая задача — он приступил к одному из самых ключевых этапов реконструкции, стоимость которой превышает миллиард долларов инвестиций», — отметила она.
Не менее важны для НПЗ и гарантированные поставки сырья, которые сможет обеспечить «Роснефть».
В то же время Татьяна Манёнок не считает, что поставки в Беларусь нефти «будут так уж сильно завязаны на продаже активов Мозырского НПЗ».
«У белорусской стороны есть готовность и к продаже «Гродно Азота» и «Интеграла». Но Россия, ее оборонная отрасль, в наибольшей степени заинтересована сегодня в приобретении активов Минского завода колесных тягачей. Именно результативность сделки по МЗКТ определит условия поставок нефти во втором полугодии», — прогнозирует эксперт.
Не следует также забывать, что 2014 год будет определяющим для подписания договора о создании Евразийского экономического союза — проекта, реализацию которого так целеустремленно продвигает Кремль.
Стало быть, ссориться в этот период с Беларусью, своим главным союзником на постсоветском пространстве, Россия крайне не заинтересована. Очевидно, именно этим и объясняются послабления в условиях поставки в Беларусь российской нефти.
Обсудим?