Жилье: успеть приватизировать, чтобы не платить за аренду
Еще 8% жилищного фонда в Беларуси неприватизировано. С 1 июля такие квартиры перейдут в статус государственного арендного жилья.
Жировки за январь повергли население в шок. Любопытно, конечно, будет узнать, насколько похудеет жировка после перерасчета, но жизненный опыт подсказывает, что цифры в ней будут расти, хотя уже и не такими быстрыми темпами. Между тем в нашей стране еще осталось 8% неприватизированного жилья, и если оно сохранится в таком же статусе до 1 июля, то его обитателям придется раскошелиться на арендную плату.
Сколько будет стоить аренда жилья?
С 1 июля статус арендного жилья получат квартиры государственного жилищного фонда, которые наниматели так и не приватизировали. С 2012 года в нашей стране появилось и государственное жилье коммерческого арендного фонда. Ставка арендной платы для нанимателей жилья коммерческого фонда и квартир, переведенных в статус арендного жилья, будет отличаться в пользу последних.
Общая формула для расчетов такова: 0,2 базовой величины, надо умножить на коэффициент в зависимости от степени благоустройства и местонахождения и еще раз умножить на площадь жилого помещения.
Для столичного жилья, включенного в состав арендного с 1 июля 2016 года, будет применяться понижающий коэффициент 0,2. В других населенных пунктах этот коэффициент составит 0,1.
Решением Мингорисполкома от 22.12.2011 № 3959 (в редакции от 15.03.2012 № 779) установлены коэффициенты в зависимости от места нахождения жилого помещения исходя из пяти экономико-планировочных зон города: 1-я зона — 1,5; 2-я зона — 1,2; 3-я зона — 1,0; 4-я зона — 0,8; 5-я зона — 0,5. В областных и районных центрах аналогичные коэффициенты установлены местными органами власти. Принцип простой: чем дальше от центра города и меньше удобств, тем ниже коэффициент.
Итак, рассчитаем стоимость аренды квартир в трех экономико-планировочных зонах города для жильцов со стажем и тех, кто только заселился в арендное жилье.
район Минска |
площадь |
арендное жилье |
коммерческий жилфонд |
ул. Академическая |
60 |
42 000х1,5х60х0,2=756 000 |
42 000х1,2х60=3 780 000 |
Игуменский тракт |
60 |
42 000х0,8х60х0,2=403 200 |
42 000х0,8х60=2 016 000 |
ул. Барамзиной |
60 |
42 000х0,5х60х0,2=252 000 |
42 000х0,5х60=1 260 000 |
1 базовая величина — 210 000 рублей (210 000х0,2=42 000) |
Стоит отметить, что после неуплаты арендной платы в течение двух месяцев договор аренды расторгается. Между тем ряд категорий граждан может быть освобожден от арендной платы. В частности, неработающие одинокие пенсионеры; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. Эти и другие граждане, имеющие право на социальное жилье, могут написать заявление в районную администрацию с просьбой перевести их неприватизированное жилье в разряд социального.
Договоры найма с жильцами, имеющими ордер на жилое помещение, заключаются на бессрочный период. Для тех, кто заселяется в коммерческое арендное жилье, срок действия договора составляет от года до пяти лет.
Приватизация жилья: осталось 4 месяца
В Беларуси один из самых высоких показателей в Европе по количеству жилья, находящегося в собственности граждан. Например, в России 80% жилого фонда находится в частной собственности, в Великобритании — 69%, в Германии — 46%, в Швеции — 38%. В 2013 году в нашей стране насчитывалось 14% неприватизированных квартир от всего жилого фонда, к настоящему времени эта цифра уменьшилась до 8%.
Бытует мнение, что до сих пор не приватизировали жилье маргинальные личности. К сожалению, ответ на вопрос о социальном портрете граждан, не приватизировавших жилье, в официальных учреждениях получить не удалось.
Однако, порасспрашивав знакомых, удалось найти три истории «запоздалой» приватизации.
«Первую попытку приватизировать жилье наша семья сделала в 1998 году, — рассказывает 38-летняя минчанка Галина. — Отец даже внес деньги, так как чеков «Жилье» не хватало, но в последний момент мы не пошли к нотариусу. Приехала бабушка и настроила маму, мол, папа «прывацізіруе хату і аддасць яе сваей радне, а цябе з дзецьмі прагоніць». Поскандалили в очередной раз и к нотариусу не пошли — все усилия отца пропали.
Через два года папа ушел из семьи, даже выписался из квартиры — теперь у него свой дом в пригороде. Мама тяжело болеет, инвалид. У старшего брата есть свое жилье. Мама отказалась участвовать в приватизации, я всё оформляю на себя. И знаете, история повторяется, теперь уже жена брата «достает» его: это квартира твоих родителей и она должна быть разделена между тобой и сестрой, вот когда свекровь умрет, вы должны продать квартиру и деньги поделить или пусть сестра выплатит твою долю. Брат разъяснил супруге, что уж она-то точно не может претендовать ни то что на мою квартиру, но даже и на его, так как он приобрел ее до брака.
Так что это правда: квартирный вопрос нас портит до сих пор. Когда я пришла за документами, другая семья их подавала, скандалили между собой и работниками «одного окна» так, что постовому милиционеру пришлось вмешаться».
Анна Ивановна — 59-летняя пенсионерка, считает себя чрезвычайно продвинутой, активничает в соцсетях. А вот сведения о приватизации жилья получает от своей 78-летней соседки. Та убедила Анну Ивановну, что ей как пенсионерке «не дадут рассрочку на оплату приватизации». Дочь Анны Ивановны «работает в институте лаборантом за копейки, и поскольку она малообеспеченная, то ей тоже не разрешат приватизировать жилье».
Соседка же уверяла, что приватизация жилья завершилась в прошлом году и утешала: «У тебя маленькая внучка, даже если не заплатите аренду, с дитем на улицу не выкинут». Пришлось просветить Анну Ивановну о приватизации, дать ссылки на ряд ресурсов. Может, за оставшиеся четыре месяца она и начнет процесс приватизации жилья, если, конечно, соседка не остановит.
В семье Ольги Геннадьевны и Виктора Петровича жилищный вопрос никогда остро не стоял: один раз они развелись, по очереди прописывали к себе родителей, имевших различные военные и трудовые награды. К 2010 году по квартире имели даже несовершеннолетние внуки этой предприимчивой семьи. Виктор Петрович, добившись инвалидности, один зарегистрировался в квартире, предназначенной внуку. А Ольга Геннадьевна в свою неприватизированную «двушку» зарегистрировала внучку-студентку. После этого она и не собиралась приватизировать жилье — все равно будущая хозяйка уже зарегистрирована. Однако узнав, что новым Жилищным кодексом предусмотрена арендная плата за неприватизированное жилье, решила срочно приватизировать квартиру.
Летом 2013 года двухкомнатную квартиру площадью 43 кв. м в пятиэтажке 1968 года постройки возле станции метро «Пушкинская» после капремонта и с термошубой оценили в 60 миллионов рублей. Оплатив 10% от указанной суммы и оформив рассрочку на 40 лет, женщина каждый месяц платит взнос в размере 112 тысяч рублей.
А теперь посчитаем, какую сумму ей пришлось бы платить за аренду этой же квартиры: 210 000х0,2х1,2х43х0,2=433 400. Таким образом, разница составляет 321 000 рублей. Свою квартиру она может завещать или дарить, а вот чтобы продать ее, необходимо оплатить полную стоимость. Так что выгода приватизации очевидна.
Кроме семейных разногласий и слабого знания законов есть и еще одна причина, почему некоторые граждане не спешат приватизировать жилье. Дело в том, что возникло очень много вопросов по поводу оценочной стоимости жилья. Иногда насчитывали такие суммы, что за эти деньги можно было купить квартиру поновее и получше.
Претензий к оценочной стоимости старой недвижимости у населения, действительно, немало. И добиться разъяснения, откуда взялись те или иные цифры, непросто.
Если нет доверия к государственным оценщикам, то в соответствии с указом № 25 «О внесении изменений в указы Президента Республики Беларусь» от 25 января 2016 года, наниматель теперь может обратиться в организацию, которая проводит независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого жилья. Однако здесь есть нюансы. Такая оценка проводится за счет самого заявителя. И еще неизвестно, какая стоимость — государственная или независимая — окажется ниже. Но в случае если рыночная стоимость, определенная независимыми оценщиками, окажется ниже, по ней и можно приватизировать жилье.
Особо стоит отметить, что такую оценку нужно иметь на руках до выплаты первого взноса, то есть если человек начал выплачивать взносы за приватизируемое жилье по завышенной, на его взгляд, цене, то обращаться к независимым оценщикам уже не имеет смысла — перерасчет не предусмотрен. Тем не менее, возможность независимой оценки увеличивает шансы людей на приватизацию жилья.
Некоторые категории граждан имеют право на бесплатную приватизацию жилья, однако вряд ли стоит их перечислять в силу немногочисленности и уверенности в том, что они своими правами давно воспользовались.
Тем, кто все же намерен приватизировать жилье, напоминаем, что нужно успеть подать соответствующее заявление до 1 июня 2016 года.
Обсудим?