Москва давит на Минск по вопросу единой визовой политики

В результате Беларусь может лишиться еще некоей части своего суверенитета.

В дополнение к другим противоречиям в белорусско-российских отношениях несколько неожиданно актуализировалась проблема въезда иностранцев в Россию через нашу территорию.

Фото: cr2.livejournal.com

 

Столб выкопали давно, конфликты же все острее

Вообще-то следует признать, что разногласия по поводу пересечения белорусско-российской границы возникали достаточно часто, при том что еще в 1995 году Александр Лукашенко и тогдашний премьер России Виктор Черномырдин в знак «братской интеграции» торжественно выкопали символический пограничный столб.

При этом свое недовольство перемещением как людей, так и товаров выражала почти исключительно Россия. Так, в 1998-м Москва вернула таможенные посты под предлогом якобы колоссально выросших объемов контрабанды.

Позднее, на фоне российско-грузинского конфликта, возникли претензии в связи с тем, что граждане Грузии, пользуясь отсутствием визового режима с Беларусью, нелегально проникали с нашей на российскую территорию.

Но особенно резко интенсивность конфликтов возросла после того, как Кремль ввел эмбарго на поставки продовольствия из стран Запада. Буквально каждый день стали появляться сообщения о задержании российскими службами либо «недоброкачественной», либо «контрабандной» мясной, молочной или плодоовощной продукции из нашей страны.

 

Белорусский МИД выражает недовольство

Причем если до последнего времени речь в основном шла лишь о таможенном досмотре и санитарном контроле товаров, то теперь российская сторона перестала пропускать из Беларуси иностранных граждан.

Жертвами этих мер стали туристы, а также постоянно живущие в Беларуси иностранцы, которые раньше могли въезжать в Россию свободно. Их отправляют в объезд через международные пункты пропуска, расположенные на российско-украинской и российско-латвийской границах. На сегодняшний день такие ограничения вроде бы не коснулись транзитных грузовых автоперевозчиков, но нет уверенности, что этого не случится завтра.

Объяснение такого шага повышенным уровнем террористической угрозы не встретило понимания со стороны официального Минска. По завершении совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России 22 ноября в Минске глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей дипломатично напомнил, что прежний режим существовал 20 лет. Поэтому, по его словам, можно было бы «не предпринимать каких-то резких действий, чтобы сразу не создавать проблемы для граждан третьих стран на нашей границе, а договориться, как постепенно разрешить эту ситуацию».

Такая позиция вполне объяснима, поскольку Беларусь теряет свою транзитную привлекательность. Транспортные потоки перенаправляются на другие государства, что, разумеется, неизбежно влечет за собой материальные потери.

Примечательно, что в тот же день в Москве прошла встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. На ней, как анонсировал белорусский лидер, как раз и должны были обсуждаться актуальные двусторонние проблемы.

Однако информации о содержании переговоров, в том числе была ли затронута тема въезда иностранцев в Россию через Беларусь, не появилось. Гипотетически можно допустить, что пяти часов, в течение которых, как сообщалось, шла дискуссия, могло для этого хватить.

Но тогда напрашивается вывод, что к какому-то согласию лидеры не пришли, так как двумя днями позже пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства фактически повторил слова своего шефа, причем в еще более жесткой форме. Трудно представить, что подобное могло произойти в том случае, если бы первые лица о чем-то договорились.

 

Покушение на часть суверенитета

Поведение России в этом вопросе действительно выглядит не очень понятным, а ее аргументация — не слишком убедительной. Известно, в частности, что уже существует единая база данных лиц, которым запрещен въезд в каждую из обеих стран или выезд из них.

К тому же практически все задержания нелегалов, контрабанды, наркотиков осуществляют белорусские пограничники на границе Беларуси со странами Евросоюза и Украиной, что сравнительно недавно отмечал белорусский лидер. В то же время к нам поток наркотиков, например, плывет как раз из России.

Как представляется, объяснение столь странным действиям Москвы могут дать высказывания российского министра иностранных дел. Выступая перед журналистами после упомянутой коллегии, Сергей Лавров в качестве временной меры предложил открыть для пересекающих границу иностранцев временные пункты пропуска. Радикальным же решением он назвал введение единого визового пространства.

На фоне постоянно звучащих настойчивых призывов Москвы к более тесной интеграции трудно не согласиться с руководителем проекта Belarus Security Blog Андреем Поротниковым, что демонстративное изменение правил въезда иностранцев через Беларусь используется как способ принудить ее к введению единой визовой политики.

Вряд ли есть смысл доказывать, что в результате наша страна лишится еще некоей части своего суверенитета. Аналогия с Шенгеном здесь неправомерна, как неправомерно любое сравнение структур, сформированных на постсоветском пространстве, с Евросоюзом. Просто в силу кардинально разных заложенных в их основы принципов.

Судя по комментариям белорусских официальных лиц, предлагаемая Россией перспектива их не очень устраивает. Хотя бы потому, что совершенно неизвестно, как будут складываться отношения последней с Западом. Вот только, к сожалению, неясно, хватит ли у минских властей сил для защиты национальных интересов.