Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Цифровизация

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Под эгидой правительства началась подготовка международного специализированного форума по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2017». Среди основных вопросов форума — электронное правительство, «которое мы всячески продвигаем».

Вопросы электронного государственного управления неизменно находятся в центре внимания как правительства, так и бизнеса, граждан и исследователей.

И все-таки чувствуется необходимость снова подчеркнуть, что электронное правительство имеет смысл и ценность, когда информационные технологии и инфраструктура содействуют успешному сотрудничеству между государственными органами, бизнесом и гражданами в целях развития.

Внедрение ИТ без понимания этого принципа может даже нести ущерб обществу. В то же время имеются многочисленные примеры того, насколько высокоэффективным может быть применение цифровых технологий и переход от наращивания мощностей электронного правительства к построению открытого правительства.

В исследовании PricewaterhouseCoopers, проведенном по заказу Европейской комиссии, представлен обзор практик, показывающих, как цифровизация создает новые лучшие возможности для всех и окупает себя.

Во-первых, межведомственную открытость увеличивают сами власти, стремясь повысить свою эффективность и снизить издержки.

Например, принцип «одного раза», в соответствии с которым люди и организации лишь раз предоставляют информацию в органы государственной власти, снижает затраты за счет автоматизации обмена данными между ведомствами.

Так, власти Испании сэкономили около 3 млн евро, создав систему взаимосвязи регистров. Аналогично в Нидерландах, органы власти и управления обмениваются данными из 12 базовых регистров, что помогает ускорить административные процессы.

Во-вторых, открытость властей по отношению к бизнесу и гражданам позволяет им участвовать в принятии решений, а самим властям — повысить свою оперативность.

Например, платформа Vouliwatch дает возможность грекам общаться с парламентариями, оценивать их работу и выражать свое мнение по волнующим вопросам. Аналогичные платформы работают в Ирландии, Люксембурге, Тунисе, Германии, Франции и Австрии. Представленный на минском GovTech хакатоне проект Deputy.by, по мнению ряда менторов, включая автора этой статьи, также имеет большой потенциал.

Жители всё большего числа городов могут видеть и решать, как тратятся их деньги. Например, жители Мадрида решают онлайн, на что потратить 2% городского бюджета, а жители Парижа напрямую распоряжаются 5%.

Портал OpenSpending, собирает данные о расходах государственных администраций в 76 странах, чтобы граждане могли видеть, как власти тратят деньги налогоплательщиков. Помимо этого портал позволяет правительствам экономить значительные средства, просто сравнивая рынки различных услуг.

Похожую работу делает портал PriceOfTheState (а в Беларуси — проект «Кошт урада»), параллельно занимаясь повышением финансовой грамотности населения.

Надо отметить, что функциональность этих порталов и полнота представленных данных, а следовательно и общественная польза, напрямую зависят от открытости государственного и местных бюджетов.

Открытое правительство может создать дополнительные условия для экономического роста. Например, голландский топографический регистр TopoGPS предоставляет свободный доступ к данным, на основе которых любой может разработать свои GPS-приложения с экономическим потенциалом в 9 млн евро. Аналогично британская платформа TransportAPI предоставляет пользователям и разработчикам доступ к данным, касающимся общественного транспорта.

Множество инициатив помогает уязвимым группам, например, людям с инвалидностью, предоставляя данные о доступности зданий и сооружений, или беженцам, способствуя их социальной интеграции.

Эксперты Датского института по правам человека, известного передовыми исследованиями в сфере использования открытых детализированных данных для постановки задач и оценки прогресса в достижении целей устойчивого развития, указывают на необходимость создания «плюралистической экосистемы данных», дополняющей национальную статистику и помогающей не оставить никого позади, как это заявлено в Повестке дня ООН 2030.

В целом открытое правительство — следующий этап развития электронного правительства — притягивает к себе умы и сердца людей в разных странах и дает надежду на построение такого [цифрового] общества, в котором в процессах управления учитываются взгляды, потребности и права всех граждан.

В своей деятельности открытое правительство основывается на широком общественном участии посредством использовании цифровых технологий и качественных, доступных, актуальных данных. Важно не забывать, что «самые современные трафики» — это не главное, и что цифровизация является не целью, а средством.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».