«Не обязаны». Беларусь не позволяет публиковать отчеты ГРЕКО о коррупции

Наша страна — единственная из 49 участниц Группы государств по борьбе с коррупцией Совета Европы, которая не дает разрешения на обнародование оценочных отчетов.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы приняла третий оценочный отчет по Беларуси и ждет разрешения на его публикацию от белорусских властей, сообщил БелаПАН исполнительный секретарь ГРЕКО Джанлука Эспозито.

Фото: russianlook.com

Он отметил, что публикацию предыдущих отчетов Беларусь не разрешила до сих пор, поэтому ГРЕКО опубликовала их резюме. Эспозито подчеркнул, что Беларусь — единственная из 49 стран — участниц ГРЕКО, которая не дает разрешения на публикацию отчетов.

Беларусь объясняет это тем, что юридические обязательства по публикации отчетов в рамках ГРЕКО отсутствуют. «Это так, но если вы являетесь частью семьи, можно было бы ожидать, что вы будете придерживаться практики, которой следуют остальные члены этой семьи», — сказал Эспозито.

По его словам, новый доклад посвящен вопросам криминализации коррупции и  прозрачности финансирования политических партий. В следующих раундах мониторинга  ГРЕКО планирует подготовить еще два доклада — по предотвращению коррупции среди членов парламента, судей и прокуроров, а также в центральном правительстве (в высших эшелонах власти) и правоохранительных органах.

Эспозито отметил, что каждый раунд оценки длится примерно четыре года и обязателен для всех стран  —членов ГРЕКО.

«Сейчас мы только приняли оценочный отчет третьего раунда и теперь ждем разрешения от белорусских властей на его публикацию. Мы очень надеемся, что они его дадут. Если нет, то вновь будет опубликовано резюме отчета, как делали для предыдущих докладов», — сказал Эспозито.

Он отметил, что расценивает публикацию полного текста отчетов по странам как «позитивную вещь, которая стимулирует дискуссии в обществе и продвигает реформы».

«Если вы посмотрите на доклады по другим странам, то не все они положительны,— сказал Эспозито. — Наша работа — указать на существующие недостатки и предложить решения. А работа властей — принять во внимание наши замечания и реализовать рекомендации или нет. Если они не хотят их реализовывать, они должны объяснить почему. В этом суть диалога, который у нас есть со всеми странами-участницами — Россией, Италией, Украиной, США и другими. И я хотел бы, чтобы такой диалог у нас был и с Беларусью».

Эспозито подчеркнул, что ГРЕКО не ранжирует страны и оценивает не уровень коррупции в стране, а готовность и возможности выполнения взятых на себя страной обязательств по предотвращению и борьбе с коррупцией.

По его словам, до сих пор ситуация в Беларуси квалифицируется ГРЕКО как «глобально неудовлетворительная». «Это означает, что, к сожалению, очень немногие из наших рекомендаций были реализованы,— сказал Эспозито. —Но имплементация рекомендаций — это постоянно идущий процесс. И через такие процессы мы проходим с каждой страной — участницей ГРЕКО, в том числе с Беларусью. Беларусь не единственная страна, ситуация в которой оценивается как «глобально неудовлетворительная». У нас есть и другие такие страны, и мы работаем с их органами власти и другими институтами для продвижения реформ».

Специалист секретариата ГРЕКО Кристоф Шпекбахер отметил, что в предыдущих отчетах по Беларуси делалась оценка институциональных аспектов и общего потенциала страны в борьбе с коррупцией, а также затрагивались вопросы иммунитета политиков и должностных лиц.

«Среди рекомендаций, которые мы сделали, некоторые касались более эффективного разделения ветвей власти, устранения подхода «сверху вниз», необходимости поддержания и укрепления независимости судебной системы и прокуратуры. Это не означает, что органы прокуратуры всегда должны быть полностью независимыми, но они должны иметь возможность действовать независимо и осуществлять судебное преследование, в том числе и когда речь идет о коррупции среди высших должностных лиц», — сказал Шпекбахер.

ГРЕКО также рекомендовала Беларуси развивать систему профилактики коррупции, расширить взаимодействие с гражданским обществом при разработке планов действий и стратегий по борьбе с коррупцией, отменить механизмы чрезмерных привилегий для чиновников высокого уровня, работать над прозрачностью государственной системы и легкого доступа к публичной информации.