Виктор Хомич. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ. Не король есть закон, а закон есть король

Виктор ХОМИЧ

Виктор ХОМИЧ

Кандидат биологических наук, радиобиолог. После аварии на ЧАЭС работал директором Гомельской областной проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства, составлял первые карты загрязнения почв Гомельской области стронцием-90 и цезием-137. Был депутатом Гомельского областного Совета 22-го созыва. В Верховном Совете 13-го созыва возглавлял постоянную комиссию по проблемам Чернобыльской катастрофы. В 2001-2014 гг. — доцент кафедры экономики и финансов Международного университета «МИТСО».

15 марта1994 года в Беларуси была принята первая Конституция независимого государства, которая открыла возможности для построения правового, демократического государства. Она закрепила основные права и свободы граждан и гарантии их реализации.

По этой Конституции, принятой Верховным Советом РБ 12-го созыва, в стране был введен институт президенства, и в том же году 10 июля на свободных, честных выборах был избран первый президент страны — А.Г. Лукашенко.

После избрания он заявил, что у него по этой Конституции «царские полномочия». Однако уже через два года ему этих «царских полномочий» стало не хватать. Почему? А потому, что по Конституции 1994 г. (ст. 6) «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

Это значит, что президент не мог принимать законы, а только парламент — Верховный Совет. Президент не мог судить, как ему хотелось, так как суды подчинялись закону. Это значит, что у него не было всей полноты власти в стране, чтобы управлять только самому, как ему хочется, не оглядываясь на закон.

Именно поэтому 24 ноября 1996 года был проведен референдум и была принята практически новая Конституция страны, которая передала ему всю полноту власти в стране. По этой Конституции президент (ст.84):

  • назначает республиканские референдумы;
  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра;
  • определяет структуру правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;
  • назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

Эта Конституция практически закрепила неограниченную власть президента и его огромную благодарность авторам этой Конституции — Григорию Василевичу и Александру Абрамовичу, докторам юридических наук, профессорам права, а также их помощникам, которые очевидно учли все пожелания президента.

Правда, один пункт ст. 81 они оставили неизменным, а именно — один и тот же человек не мог занимать должность президента более двух сроков. Но Лукашенко это легко поправил, и 17 октября 2004 года он провел еще один конституционный референдум, где были убраны ограничения по срокам избрания президента, и сейчас он может избираться неограниченное количество раз.

Однако наши граждане в своем большинстве практически не открывали даже эту Конституцию, и многие до сих пор верят, что у нас есть независимый парламент, и он принимает законы в стране. Давайте вместе откроем Конституцию 1996 года и выясним, как формируется у нас парламент — Национальное собрание — и какие у него полномочия.

Статья 90. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 91. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Как все происходит на практике, уже почти все знают. Ведь председателя ЦИК РБ (Л.М. Ермошину) и Центральную избирательную комиссию назначает по Конституции-1996 только президент.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов, местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Здесь было введено косвенное избирательное право, и народ практически был отстранен от выборов Совета Республики. Это значит, что практически парламент РБ формируется властью, но функции его также были урезаны до нуля.

Здесь надо ответить на главный вопрос, может ли наш парламент принимать законы, и здесь ответ очевиден — самостоятельно НЕТ. Судите сами, какие у него реальные полномочия.

Статья 97. Палата представителей:

  1. рассматривает по предложению президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
  2. рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

3.  назначает выборы президента;

4.      дает согласие президенту на назначение премьер-министра;

Статья 98. Совет Республики:

  1. одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
  2. дает согласие на назначение президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;
  3. избирает шесть судей Конституционного суда;
  4. избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. 
    Практически президент с помощью Палаты представителей и Совета Республики по Конституции-1996 назначает ЦИК, судей, Верховный суд, генерального прокурора, Конституционный суд, правительство и другие госструктуры.
    А далее, как у нас теперь принимаются законы. На этот вопрос также дает ответ Конституция 1996 года. 

Статья 99. Право законодательной инициативы принадлежит президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. 

Я уже писал о том, что из пяти субъектов права только один субъект — это президент — имеет реальное право законодательной инициативы. Практика двадцати лет показала, что только президент имеет это право. Но самое главное — во втором абзаце ст. 99, который говорит, что Палата представителей не имеет права самостоятельно принимать законы, ибо все законы требуют финансирования, подчеркиваю, любая статья закона требует или увеличения, или уменьшения расходов, чтобы эффективно работал закон.

Это значит, фактически любой закон может вносить только президент — это норма Конституции 1996 года. Значит, Палата представителей фактически не влияет на принятие законов. А дальше в третьем абзаце ст. 99 ПП и Совету Республики не позволено принимать законы самостоятельно, если закон объявляется срочным.

«Президент, либо по его поручению правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение».

И здесь четвертый абзац ст. 99 ставит жирный крест на возможности Национального собрания принимать законы вообще:

«По требованию президента либо, с его согласия, правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный президентом или правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты президентом либо правительством».

Итак, мы приехали к тому, что данная Конституция не позволяет Национальному собранию самостоятельно принимать законы в стране.

Вот почему у нас рождаются декреты, написанные в нарушение Основного закона, не говоря уже о законах, ибо сам Основной закон принят на референдуме 1996 не в интересах народа и государства, а в интересах власти, а точнее — в интересах президента страны.

Поэтому, только вернув народу Конституцию 1994 года, по которой мы выбирали первого президента, мы вернем себе право выбирать, говорить свободно и спорить, мы вернем себе конституционные права граждан, и мы вернем страну в правовое поле, и только тогда мы сможем поднять экономику страны и уровень жизни наших граждан.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».