Падающий «кукурузник» БелАЭС не страшен. Замечания к системе безопасности

На БелАЭС удвоилось количество корпусов реакторов, но безопасность вдвое не возросла.

На АЭС в Островце установлен корпус реактора второго энергоблока. В настоящее время на нем монтируется оборудование, которое превратит стальную бочку в ядерный реактор.

Фото Сергея Сацюка

Официальный сайт АЭС так охарактеризовал сложную технологическую операцию: «Это одно из ключевых событий на этапе сооружения энергоблока и отправная точка для начала монтажа основного оборудования первого контура».

На это раз 330-тонную стальную бочку длиной 11 метров и диаметром 4,5 метра не уронили и не поцарапали по дороге. Наряду с обнадеживающими результатами краш-тестов эта новость вселяет уверенность в том, что нашу АЭС не постигнет участь финского почти 15-летнего долгостроя АЭС «Олкилуото-3», и она будет пущена в срок. И, конечно, не в ущерб безопасности.

А что с безопасностью? Есть ли какие-то жизнеутверждающие новости?

Уверений официальных источников в безопасности самой современной в мире станции много. Можно поверить на слово, а можно все же проверить.

Не будем нагнетать панические настроения и анализировать, чем чреват процесс расплава активной зоны реактора и сосредоточение массы делящегося вещества в одном месте. Будем надеяться, что «устройство локализации расплава», включенное в систему безопасности реакторов, исключит перерастание возможной аварии в глобальную катастрофу.

Проанализируем менее апокалиптические предположения. Вот что сообщает сайт РУП «Белорусская атомная электростанция»: «Если что-то случится в реакторном зале, вся радиоактивность останется внутри этой оболочки. Контайнмент выдерживает внутреннее давление в 5 кг/см2 и внешнее воздействие от ударной волны, создающей давление 30 кПа, и падающего самолета массой 20 тонн. То есть, если предположить, что вся поданная в реактор вода превратится в пар и, как в гигантском чайнике, будет давить изнутри на крышку, то оболочка выдержит и это колоссальное давление».

Давайте взглянем на приведенные выше показатели безопасности чуть внимательнее.

1. Внутренне давление. Да, 5 кг/см2 — это колоссальное давление, способное разрушить даже крепкие здания изнутри. Что нередко случается в жилых домах при неправильной эксплуатации бытового газового оборудования. Но при взрыве газовоздушной смеси в замкнутом помещении это давление может достигать величины 8-9 кг/см2. И даже больше. Силу взрыва именно такого характера на ЧАЭС в 1986 году никто не измерял, но, скорее всего, она была еще больше. «Крышка» реактора весом более 2000 тонн слетела под воздействием этого взрыва подобно крышке чайника, упомянутого нашими атомщиками.

Возможно, опасения напрасны, но печальный опыт катастрофы на ЧАЭС заставляет сомневаться в надежности нашего атомного «чайника». По крайней мере, в том виде, как его описали в процитированном рекламном материале.

2. Ударная волна. Нам дают гарантию на 30 кПА (килопаскалей). Вспомним, кто изучал, методики определения поражающего действия взрывчатого вещества и расчетов избыточного давления взрыва. Находим, что вообще-то заявленное гарантийное давление опасно лишь для кирпичных или блочных зданий советской постройки. Для столь внушительного сооружения из стали и напряженного железобетона, как защитный купол АЭС, хотелось бы иметь гарантийный параметр по крайне мере в два-три раза выше. А пока получается, что несколько десятков килограммов тротила или меньшее количество более эффективной взрывчатки уже опасны для монолитного будущего нашей энергетической независимости.

3. Падающий самолет массой 20 тонн. Обратите внимание на слово «падающий». Не врезающийся с определенной вертикальной и горизонтальной скоростью под определенным углом, а, вероятно, предварительно зависающий в воздухе, а потом падающий камнем. С какой высоты, тоже не известно.

Посмотрим, какие самолеты подходят под гарантированно безопасный вес.

Знакомый всем легендарный Ту-154: взлетный вес — от 92 до 98 тонн в зависимости от модификации.

Не менее массовый и хорошо знакомый белорусам «Боинг 737» — взлетный вес от 48 до 85 тонн в зависимости от модификации. Не будем рассматривать большие «Боинги» и «Аэробусы» — они могут весить до полутысячи тонн.

Истребители? Американский F35 и его российский тезка по номеру Су-35 весят от 30 до 34 тонн.

Ищем дальше.

Всем знакомый Ан-24. Максимальная взлетная масса — 21 тонна. Вот предел гарантированной авиабезопасности. Хотя, тонна все же лишняя.

Ну, а самый безопасный для АЭС, конечно, знаменитейший Ан-2, он же Colt , он же «Аннушка», он же «Кукурузник». Всего 5500 тонн.

Итак, небольшой анализ представленных нам гарантий позволяет перефразировать их таким образом: «...контайнмент выдерживает внутренне давление, характерное для взрыва бытового газа, и внешнее воздействие от ударной волны, создаваемой небольшим чемоданом с тротилом или падающим «кукурузником».

Возможно, это неверное утверждение, но вполне официальные сведения о безопасности самого дорогого и технически сложного в истории независимой Беларуси проекта пока выглядят именно так.

Хотелось бы получить от властей более убедительные заверения для полной уверенности в нашем светлом энергетическом будущем.

 

 

  • Падающий Кукурузник этой АЭС не страшен ?! А вот Баллистической ракеты без ядерного заряда или 6 бального Землетрясения - будет БОЛЕЕ чем достаточно !!!