Это не популизм? Лукашенко обещает учителям удвоить зарплату

Глава государства снова раздает учителям невыполнимые обещания.

Накануне выборов в местные советы Александр Лукашенко пытается задобрить учителей и обещает им значительное повышение зарплаты. Поверят ли ему учителя, и есть ли ресурс для повышения зарплат в экономике страны?

Фото пресс-службы президента Беларуси

 

Что обещает Лукашенко?

Заработная плата педагогов в ближайшие годы должна быть увеличена в два раза. Такое требование Александр Лукашенко высказал 16 февраля во время рабочей поездки в Слуцкий район.

«По учителям будем разбираться серьезнейшим образом. Надо за будущую пятилетку и оставшееся время заработную плату учителям удваивать. Это не популизм. Учитель у нас сегодня остался главным звеном на селе, в малых городах, районных центрах. И даже в Минске, областных центрах наша опора — учитель», — цитирует Лукашенко пресс-служба президента. По словам официального лидера, необходимо также добиться, чтобы «новоиспеченные педагоги, получив образование, не уходили из школы»:

«Я знаю, что тенденция уже обратная пошла. Знаю некоторых лично, которые ушли на хорошую зарплату, а сегодня готовы вернуться обратно в школу на более низкую. Почему? Потому что отпуска приличные, свобода определенная — в школе отработал (считай, до 15-16 часов основная нагрузка) и свободен, не привязан к столу, как бухгалтер, экономист. Но зарплата учителя низкой быть не должна».

Лукашенко также отметил низкие заработки работников детских садов и младшего медперсонала, хотя, по его словам, «работа у них колоссальная»:

«И в культуре, социальном обеспечении... Потихоньку их надо подтягивать выше, и за счет их в текущем году мы должны превзойти одну тысячу рублей заработной платы. Конечно, зарплата будет расти и у высокооплачиваемого, и у среднего звена, но мой контроль — за этим пластом населения, который получает низкую зарплату».

По данным Белстата, средняя зарплата в сфере образования в декабре 2017 года составила 664,5 рубля (реальная зарплата за год выросла на 17,1%), в сфере здравоохранения — 798,1 (+17,7%), культуры — 663,6 (+17,6%), социального обеспечения — 553,3 рубля (+21,5%). Зарплата педагогов в Беларуси составляет примерно 87% от размера среднего заработка по стране.

 

Почему в слова президента верится с трудом?

Свежо придание, но не верится, хочется сказать, услышав обещания главы государства. И все потому, что он много раз повторял нечто подобное, разве что ранее так четко не определял размеры и сроки увеличения зарплат учителей.

Так, на заседании Республиканского педагогического совета в августе 2017 года Лукашенко заявил, что «жалоб учителей на низкую зарплату в будущем году быть не должно».

В августе 2016 года, заслушивая доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году, также был озабочен заработками педагогов. Глава государства отметил, что далек от желания «просто повысить зарплату учителям и точка»:

«Я не хочу так ставить вопрос. Я хочу сказать по-другому: ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителя нагрузим настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей».

Тогда же бывшая в должности заместителя премьер-министра Наталья Кочанова (ныне — глава Администрации президента) обещала, что вскоре правительство внесет ряд предложений по стимулированию труда педагогических работников.

Однако, похоже, никаких особых стимулирующих мер придумано так и не было. Зато нагрузка учителей увеличивалась. В прошлом году, например, фактически узаконили школьную субботу как рабочий день.

При том, что рабочая суббота в школе была с советских времен, учителя имели на неделе дополнительный свободный день, который назывался методическим. Они могли использовать его по собственному усмотрению, теперь такого дня нет.

Отметим, что именно Лукашенко в 2013 году предложил поднять учителям ставку с 18 до 20 часов в неделю, что и было сделано:

«Ну, сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?».

Учителя стали работать больше, но существенного увеличения зарплат не произошло. Возможно, глава государства и сейчас полагает, что учителя станут работать еще больше, если обещает настолько увеличить зарплату.

А возможно, он просто помнит, что через день — выборы, а в следующем году — еще одни (президентские или парламентские, пока не решено).

 

Где брать деньги?

Лукашенко раздает обещания за день до выборов неспроста, считает исполнительный директор аналитического центра «Стратегия», член Совета по развитию предпринимательства Ярослав Романчук:

«Его очередные обещания непосредственно связаны с грядущей кампанией по выборам в местные советы. В Беларуси учителя выполняют ряд несвойственных им функций, обеспечивают в числе прочего проведение выборов. Вот Лукашенко их и задабривает».

Учителям действительно надо повышать заработную плату, считает Ярослав Романчук, и для этого необходимо принять политическое решение и выработать механизм.

Согласно подсчетам экспертов аналитического центра «Стратегия», чтобы увеличить зарплату учителя примерно до 700 долларов в эквиваленте, ежегодно из бюджета необходимо дополнительно расходовать порядка 700 млн долларов. Эта сумма кажется неподъемной только на первый взгляд, отметил эксперт.

«Бюджет президентского фонда — примерно 600 млн долларов. Есть и резервы в экономике — не давать деньги тупиковым предприятиям, не топить миллионы в болоте неэффективных сельхозорганизаций и так далее. Лучше деньги отдать учителям и требовать от них качественной работы по адаптации молодежи — белорусского человеческого капитала — к современному рынку труда. Однако органы госуправления как раз оптимизации бюджета и противятся», — сказал Ярослав Романчук.

Известный репетитор по физике Евгений Ливянт убежден, что качественно учить детей должны профессионалы, которые получают нормальную зарплату:

«Польша, Финляндия, Эстония, Грузия, Украина — в этих странах (в каждой по-разному) происходит или произошла реальная модернизация системы образования. Общее одно — там приличная оплата работы учителя. Можно сделать суперучебники, суперпрограммы, но без хорошей зарплаты учителя, его достойного социального статуса это ничего не даст».

Евгений Ливянт отметил, что напечатанная зарплата может привести только к росту инфляции, поэтому надо искать резервы:

«В системе образования несколько десятков тысяч человек не учат, не работают с детьми, но парализуют работу школы проверками и написанием указаний. Это проверяющие, которые выдумывают сложные правила. Сокращение таких специалистов — резерв для повышения зарплаты реальным учителям. А печатание учебников, которые уходят в макулатуру? В школах есть оборудование, которое не используется, но закупается. Надо разобраться, насколько эффективно подушевое финансирование школ, пора уже оценить результаты эксперимента. Таким образом, есть хорошие сусеки, по которым можно поскрести в системе образования, чтобы повысить зарплаты учителям».

Евгений Ливянт также отметил, что есть реальные способы вообще без бюджетных затрат увеличить цену часа работы учителей. Например, реально снизить бюрократическую нагрузку и участие в бессмысленных внешкольных мероприятиях. Можно давать дни отпуска на осенних, зимних, весенних каникулах, «чтобы учитель мог перевести дух».

«Уменьшение продолжительности рабочего дня — тоже увеличение заработной платы», — заключил Евгений Ливянт.

 

 




Оставьте комментарий (0)
  • Усатое трепло.
  • Я вам удвою утрою зарплату но вы выборы проведите достойно.ПОЗОРНИК
  • Я вам удвою утрою зарплату но вы выборы проведите достойно.ПОЗОРНИК
  • Пустой трёп колхозника.