Частные перевозчики отменяют междугородные рейсы. Что происходит?

Новые правила обязывают их работать через вокзал и единого оператора.

Некоторые белорусские частные перевозчики отменяют рейсы по междугородным маршрутам из-за новых правил работы.

С 26 февраля перевозки по маршруту Минск — Полоцк — Минск приостановлены. Фото polotsk-minsk.by

26 февраля вступили в силу изменения в законодательство, которые обязывают частных перевозчиков заключать договора с государственным оператором, работать только через вокзалы и иметь маршрут движения с согласованными остановочными пунктами.

Чтобы обслуживать маршруты, компании-перевозчики должны участвовать в конкурсах, платить перронные сборы, устанавливать системы навигации и выполнять ряд других условий.

Сейчас практически все маршрутки без проблем подбирают пассажиров в любой точке по ходу движения, что избавляет многих пассажиров от необходимости ехать на вокзал. А забронировать место можно по телефону или через интернет, и так же просто снять бронь, если планы меняются.

Новые требования усложняют не только работу самих перевозчиков, но и, наверняка, придутся не по душе пассажирам, особенно тем, кто ездит туда-сюда практически ежедневно.

Перевозчики не понимают, как работать в новых условиях. Многие отменяют рейсы. С сегодняшнего дня не возят пассажиров «Полоцкий экспресс» и «Западная губерния», которые каждый день совершают десятки рейсов из Минска в Полоцк и Новополоцк и обратно.

Некоторые маршрутчики также не осуществляют рейсы по направлению на Столин, Слуцк, Копыль и Лепель. Некоторые выехали в дорогу на свой страх и риск.

«Полоцк на данный момент стоит. Ситуация по республике такая: есть часть перевозчиков, которые едут в обязательном порядке, есть часть перевозчиков, которые стоят», — рассказал Naviny.by директор компании «Западная губерния Полоцк» Владимир Войткевич.

За нарушение закона в первый раз предусмотрен штраф, а затем и конфискация машины. «А ехать и думать, попадешься или нет, никто не хочет», — говорит водитель маршрутки в столинском направлении.

Перевозчики написали коллективное обращение к министру транспорта и коммуникаций Анатолию Сиваку. Они просят разъяснить, как им дальше работать, почему не было общественных обсуждений нового закона и защитного периода при его реализации. Под обращением подписалось свыше 200 человек.

«Для нас не проблема приехать на вокзал и загружаться. Мы готовы это сделать и платить перронные сборы и так далее. Но мы хотим и предлагаем сделать так, чтобы рынок формировал расписание и количество выездов. Мы хотим, чтобы не было конкурса на маршрут, потому что наличие конкурса — это наверняка коррупция, а его отсутствие — это здоровая конкуренция, естественный отбор. Мы против монополизации рынка. Получается, будет единый оператор в лице государства, который не дает развиваться частным перевозчикам», — отметил в комментарии для Naviny.by руководитель перевозчика «Полоцкий экспресс» Дмитрий Новицкий.

Его коллега из «Западной губернии» Владимир Войткевич убежден, что в данном случае государство просто хочет «поджать рынок под себя».

А для пассажиров новые правила перевозок, по его словам, означают увеличение цен на билеты и времени перевозки. Так, если раньше из Полоцка в Минск можно было заехать за три-четыре часа за семь рублей, то сейчас понадобится четыре с половиной часа и 24 рубля, приводит пример Владимир Войткевич.

При этом на рынке начнут работать серые перевозчики, а пассажиры будут чаще пользоваться сервисами типа blablacar и попутками. «Но пассажир и государство от этого не выиграют», — уверен Дмитрий Новицкий.

Власти же объясняют необходимость нововведений в первую очередь заботой о безопасности пассажиров.

«Я считают, что у нас стопроцентная безопасность пассажиров, — парирует руководитель перевозчика «Полоцкий экспресс». — Все автобусы проходят технический осмотр, ежедневный предрейсовый осмотр. Все водители имеют медицинские справки. Ни один руководитель не будет рисковать брать водителя без медсправки либо в нетрезвом состоянии. Потому что это в первую очередь наши интересы и наш транспорт. А если что-то происходит на дороге, то это дело случая, никто от этого не застрахован».

Перевозчики ждут разъяснений от властей и предлагают отравить закон на доработку, а также провести его общественное обсуждение.