Долго, дорого, холодно. Из Минска в Новополоцк не на маршрутке

«Маршрутки не сравнить с этой колымагой. Холодно, воняет, едет дольше, на вокзал нужно приезжать. Да и додумались, когда отменить — в феврале, в минус 20».

Билет — вдвое дороже, время в пути — больше на час. Ледяной салон на старте с вокзала в минус 23°С на улице. Таковы впечатления первых минут поездки из Минска в Новополоцк на микроавтобусе государственного перевозчика.

Перед вокзалом одетые в унты и меховые шапки дядьки бодро предлагают уехать в Солигорск, Новогрудок или Полоцк. Но цель нашей поездки — выяснить все преимущества и недостатки, если они найдутся, государственного перевозчика.

Зеленый «Фольксваген» на 20 мест подъезжает к перрону за 10 минут до отправления. Очередь пассажиров с чемоданами и сумками. Свободных мест нет. Билет удалось взять в кассе буквально чудом — кто-то не выкупил бронь. За 14 рублей (ровно вдвое дороже, чем у частников, которые не ездят с 26 февраля), на билете написано, что транспорт будет мягкий, междугородный и (в скобках) скоростной.

Судя по всему, микроавтобус с вечера стоял на улице и промерз насквозь. Очень холодно даже в пуховике, а от заледеневшего окна начинает мерзнуть плечо. Сзади ропщут женщины — почему маршрутка такая холодная, так и до Новополоцка не согреемся. О таких милых радостях, как бесплатный Wi-Fi (обычная вещь для частных маршруток) и вовсе не приходится мечтать.

Еще некоторое время водитель, кондуктор и пассажиры выясняют, где чье место, в результате автобус выезжает по маршруту с десятиминутным опозданием.

Сосед едет в Новополоцк впервые. Спрашивает у молодого водителя время прибытия. Тот отвечает, что будет стараться приехать по расписанию. Забегая вперед скажу, что в Новополоцк микроавтобус прибыл в 12:30, то есть ехал на час дольше, чем обычно ездят частники. Наверное, поэтому, слово «скоростной» на билете было в скобках.

Светает, проезжаем Логойск, поворот на Плещеницы (слава богу, их не включили в маршрут, как было раньше). Выясняю у водителя, что автобус принадлежит ЧУП «Владтрансавто», заключившему договор с государственным автопарком. Собеседник уверяет, что такая загруженность автобуса — нормальное явление, и так было всегда, а не с 26 февраля.

Подъезжаем к Бегомлю. Частные маршрутки в качестве остановки используют две заправки на подъезде к городскому поселку. Там есть кафе с горячим питанием, натуральным кофе, бутербродами и, разумеется, туалетом. Бесплатным.

Наш микроавтобус приезжает на автовокзал Бегомля. Первое разочарование — буфет закрыт на переучет до 13 часов (прощайте мечты о горячем кофе), а туалет платный. Всего 13 копеек, но есть особенность... После обеда билет в туалет нужно покупать в кассе.

Светлана, которая посвятила в тонкости местно сервиса, ездит в Минск каждую неделю на протезирование зубов. В воскресенье женщине позвонили из фирмы-перевозчика «Полоцкий экспресс» и сообщили, что все маршруты отменяются с 26 февраля.

 

 

Пассажиры активно обсуждают и сравнивают «удобства» от государственного перевозчика. Автобус едет дальше. Следующая остановка — Лепель. Здесь выходят два человека и столько же покупают билеты до Полоцка.

Последний раз я был на этом вокзале лет шесть назад, и на первый взгляд не изменилось вообще ничего. Здесь можно снимать кино о провинции 60-х годов прошлого века. В буфете — вечные пирожки и беляши. В зале ожидания с десяток пассажиров и, как свидетельство того, что мы все же не попали в советское прошлое, полка с книжками — буккроссинг. Туалет платный, но еще десять лет назад он был на улице.

Через четыре часа после выезда из столицы маршрутка приезжает в Полоцк. На вокзале пусто, но сразу у крыльца «нелегалы» предлагают уехать в Минск или Витебск. По иронии судьбы незадолго до 26 февраля один из местных перевозчиков открыл направление на Витебск.

На табло один рейс на Минск, но в кассе утверждают, что к нему прибавилось еще три «в связи с ростом количества пассажиров». Пустили и дополнительный поезд, но еще неделю назад, когда частники возили пассажиров, билеты на скоростной поезд бронировали за месяц вперед.

В Новополоцке такое же отсутствие людей на вокзале. Маршрутка, на которой я приехал в город, только что ушла на Минск.

Для чистоты эксперимента обратный билет из Полоцка покупаю на «МАЗ» местного автопарка № 2 (филиал «Витебскоблавтотранса»). Он отправляется в 09:10.

Чтобы сесть на этот автобус, приходится вставать на полтора часа раньше. До этого маршрутка просто забирала меня в Новополоцке на ближайшей к дому остановке в оговоренное время. Ситуация осложняется тем, что мост в Новополоцке — аварийный, и тяжелому транспорту по нему ездить запретили. Так что оба междугородных маршрута идут в объезд, через мост в Полоцке.

На вокзале в Полоцке вижу, что на мой рейс, который поставили в качестве дополнительного, продана ровно половина мест.

В 9 утра приезжает «МАЗ» на 27 мест. В билете написано — «мягкий, междугородный, обычный». В чем различие между «скоростным» и «обычным», я так и не понял. Оба автобуса были в пути четыре с половиной часа плюс-минус минуты. Сиденья обычные, в салоне прохладно, но пока автобус ехал из парка на вокзал, печка немного успела нагреть салон. Подлокотники зачем-то кустарно приварены к сиденьям и не поднимаются вверх. Садиться неудобно.

В салоне пахнет чем-то техническим. С началом движения запах усиливается, пахнет жженой резиной. В Лепеле пассажиры начинают выяснять, откуда запах. Водитель сначала говорит, что пахнет соляркой, затем, принюхавшись, выясняет, что правое заднее колесо теплее, чем остальные. «Наверное, колодка дымит», — говорит водитель, как будто так и надо. 

Про бесплатный Wi-Fi мечтаешь на участках, где у твоего оператора падает сигнал. Где-то на середине пути в автобусе ощутимо холодает несмотря на работающую печку и теплую одежду. Возможно, холод задувало встречным ветром, но запах жженой резины от этого не уменьшился.

В Бегомле разминающие ноги соседки с переднего сиденья начинают возмущаться дороговизной билета (обратный стоил 9 рублей 50 копеек, видимо, потому что не «скоростной») и запахом в салоне.

«Маршрутки не сравнить с этой колымагой. Холодно, воняет, едет дольше, на вокзал нужно приезжать. Да и додумались, когда отменить — в феврале, в минус 20»,  — жалуются мне женщины, но сказать под запись на видео отказываются. Одна говорит, что учитель, и «как бы чего не вышло», а вторая отшучивается, что не фотогеничная. Но на всякий случай переспрашивают, когда отменят «закон 26 февраля».

Общий вид салона, традиционные шторки на отсеке водителя, иконы и колокольчик напомнили студенческие годы, когда приходилось ездить на разбитом «Икарусе» с неработающей печкой пять с половиной часов, потому что автобус заезжал еще в Плещеницы и Логойск.

Впрочем, все остальные составляющие, кроме времени в пути, остались прежними, а тем, кто еженедельно пользовался услугами частников, придется забыть о комфорте, тепле, скорости, регулярности перевозок и, конечно же, бесплатном Wi-Fi.

 

 

Фото и видео автора

 




Оставьте комментарий (0)
  • Т.е. подумать автору головой, прежде чем написать что "по правлам но быстрее на час", нельзя? Я уже молчу про фразу про бесплатный вайфай в местах с отсутствием мобильной связи!)))
  • Т.е. подумать автору головой, прежде чем написать что "по правлам но быстрее на час", нельзя? Я уже молчу про фразу про бесплатный вайфай в местах с отсутствием мобильной связи!)))
  • Это не штадлер, а скоростной польский дизель PESA :)
  • Согласен с Вами, участок не электрофицирован до Полоцка, какие штадлера, это дизель поезда
  • Так он и был полулегальным))
  • Так он и был полулегальным))
  • цитата лаврова
  • цитата лаврова
  • Я не знаю что по вашему легально. По моему если маршрутка имеет кассовый аппарат и платит налоги это легально. У нас ездят только такие маршрутки.
  • Для полноты картины, должен заметить, автор забыл упомянуть о юридической части вопроса, почему собственно прикрыли лавочку. Заодно мог бы предложить какой нибудь вариант решения, чтобы было и по белому и удобно для всех
  • и чым гэта усё скончыцца
  • Автор статьи, вот вы ехали в Полоцк в фольксваген Крафтер. Точно на таких же возили и те перевозчики которые сейчас бастуют. Либо возили на очень схожем - спринтере. Причем судя по вашей же информации вас вез такой же перевозчик, НО он не бастует а заключил договор на осуществление перевозок. И уверен он привез бы вас раньше, но поскольку его движение контролирует GPS датчик записывающий скорость его передвижения и время в пути, то поэтому он особо не гнал автобус. Причем это впервую очередь необходимо для вашей же безопасности. Ну а то что салон не был прогрет, то поверьте, в -20, и в других автобусах было бы не очень тепло, дизельный автобус в такой мороз если не имеет автономного салонного отопителя сильно не греет. А вот на счет обратной дороги - здесь вижу только косяк в том, что водителю было похеру на вонь в салоне. А то что Вам тут не было бесплатного Wi-Fi, ну так поверьте - это не главное, по моему мнению главное вообще домой живым приехать. В моей практике было много случаев когда по трассе полностью набитая маршрутка "губернии" обгоняла меня, причем если скорость моего авто было около 100 км/ч (при разрешенных 90) то она летела не менее 120!!! Это о чем интересно думает водитель маршрутки ??? не о дальнейшей жизни? а о том как больше заработать и больше рейсов сделать??
  • Лично меня маршрутки устраивали полностью. Довелось мне на этих выходных ехать из Солигорска в Березино. Эту поездку я запомню на всю жизнь. Автобус из Минска до Березино (109 км.) Едет час и десять минут. Такой же автобус из Солигорска до Минска (якобы скоростной)расстояние в 135 км ехал два часа и сорок минут. Кто устанавливает время перевозок? Обратный путь это вообще нечто. Из Минска в Солигорск вез точно такой автобус синего цвета , как на фото. С дымящим колесом. Весь трясущийся. Думала не доедем и за пять часов. Доехали за три. В билете было указано, что он обычный. В чем разница между скоростным и обычным, я не поняла. На маршрутках я могла уехать каждые полчаса, теперь приходится по два часа ждать автобус. В итоге едешь целый день. Так вот , вывод, не надо Минтрансу пытаться оправдать свое глупое решение заботой о пассажирах. Маршрутки ехали час пятьдесят до Минска и час до Березино и меня это полностью устраивало. Теперь же поездки гостранспортом-это пытка.