Минфин раскрыл детали грядущей налоговой реформы

Она может быть проведена в Беларуси до 2020 года.

До 2020 года в Беларуси может быть проведена налоговая реформа, сообщил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко 28 марта на конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» в Минске.

По его словам, к основным направлениям совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе (с 2019 по 2021 год) относятся снижение ставок прямых налогов (подоходный налог и налог на прибыль) при повышении роли косвенных налогов (НДС и акцизы). Предлагается также провести пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления. «Не исключено введение исчисления имущественных налогов с кадастровой рыночной стоимости имущества, прежде всего это касается налога на недвижимость, с последующим возможным его объединением с земельным налогом», — уточнил Кийко.

По его словам, «к системным задачам относится реализация эффективных инструментов, которые станут основой для формирования необходимого объема ресурсной базы без ущерба для конкурентоспособности экономики». «Это те задачи, которые нам предстоит решить в среднесрочной перспективе после текущей корректировки Налогового кодекса», — добавил замминистра.

По мнению представителя Минфина, в складывающейся экономической ситуации «оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных». «Это, с одной стороны, будет стимулировать инвестиционную привлекательность и обеспечит поддержку малообеспеченных слоев населения, а с другой — повысит стабильность доходов в бюджет. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов. Если брать радикальные варианты, мы можем вообще рассматривать вариант, при котором у нас ставка налога на прибыль и подоходного налога будет установлена на уровне 10%», — сказал Кийко.

«Но, естественно, будет усилена роль НДС. Мы можем тогда говорить о единой ставке НДС на уровне 20-21%. Но это радикальный вариант, от которого можно отталкиваться и обсуждать. Есть много подвариантов и в одну, и в другую сторону. Но, в принципе, такая система могла бы сбалансироваться», — считает заместитель министра.

Среди обстоятельств, подталкивающих к проведению налоговой реформы, он назвал изменение в последние годы структуры доходов бюджета, а именно — сужение налоговой базы и поступлений по основным налогам с одновременным смещением доходных источников к конъюнктурным платежам и неналоговым доходам.

Кроме того, на фоне невозможности существенно снизить госрасходы налоговая система страны за последние 10 лет была перенасыщена вынужденными точечными изъятиями средств из экономики, отметил Кийко. «С другой стороны, налоговая система усложнена многочисленными целевыми льготами и специальными режимами, что не всегда приносит ожидаемый эффект в плане экономического роста», — добавил он.

По словам замминистра, «важно принимать во внимание сформировавшиеся риски разбалансировки доходной и расходной частей бюджета». «В их числе — наличие внешних факторов и соответствующей конъюнктуры, долговая нагрузка, несбалансированность Фонда социальной защиты населения, а также ограниченные возможности по сокращению расходной части бюджета», — отметил представитель Минфина.

Накануне Александр Лукашенко на встрече с руководителем аппарата Совета министров Александром Турчиным заявил, что реформирование Налогового кодекса требует сбалансированного подхода.

«У нас должна быть налоговая система действительно необременительной, но государство должно функционировать, — сказал президент. — И второе, что абсолютно правильно и точно, нас критикуют порой за это — нам нужен Налоговый кодекс удобный, простой, чтобы люди понимали его. Но, реформируя его, чтобы мы ни в ту, ни в другую сторону крен не сделали».

«То есть, не сделали нашу налоговую систему избыточной, чтобы она не давила на предпринимательство. И, с другой стороны, чтобы мы (это еще опаснее) не оголили государство. Нельзя оголить основные направления деятельности государства. А это — налоги, деньги», — добавил Лукашенко.

Напомним, что представители бизнеса много раз выражали недовольство действующим Налоговым кодексом. На встрече с деловыми кругами в декабре 2017 года Лукашенко поручил правительству полностью переработать «этот огромный документ», сделать его «простым и понятным».

Рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса создана в начале февраля при Минфине, ее возглавляет как раз Дмитрий Кийко.

В свою очередь министр экономики Владимир Зиновский 28 марта заявил, что стабильное налоговое законодательство поможет укрепить «кредит доверия между властью и бизнесом».

Он напомнил, что президент поручил подготовить проект изменений в Налоговый кодекс до 1 сентября текущего года. «При этом озвучено понятное требование — сокращения доходов бюджета быть не должно», — добавил Зиновский.

Министр также отметил, что на фоне невозможности существенно снизить государственные расходы налоговая система в последние годы могла оказывать негативное воздействие на условия ведения бизнеса. «В связи с этим и возникло требование, чтобы Налоговый кодекс был простым и понятным, способным поддерживать экономическую деятельность, а не заставлять искать лазейки для ухода от финансовых и налоговых обязательств», — пояснил министр экономики.

По словам Зиновского, фискальная политика государства должна быть направлена на экономическое развитие, и в ее основе следует создавать условия для проявления предпринимательской инициативы и раскрытия потенциала предприятий всех форм собственности. Он напомнил, что в прошлом году в Беларуси был принят «беспрецедентный пакет документов, направленный на развитие предпринимательства», в которых реализован один из ключевых подходов о минимальном вмешательстве государства в экономику субъектов хозяйствования при повышении личной ответственности их руководителей.

При этом министр отметил, что правительство Беларуси постоянно работает над совершенствованием налоговой политики. «Это постоянный процесс. За последние десять лет нам удалось снизить налоговую нагрузку и уровень централизации на 10 процентных пунктов. Это достаточно значимый результат для экономики. Созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций за счет различных преференциальных режимов», — пояснил он.

Зиновский подчеркнул, что в связи с меняющимися внешними условиями и работой в ЕАЭС требуется принятие дополнительных мер. «Конечно, нужно адекватно понимать, что отменить все налоги и пустить бизнес в свободное плавание не получится. Государству необходимо исполнять свои социальные обязательства», — заключил министр.