В школах Беларуси создадут агроклассы. Идею подкинул президент

Лукашенко считает, что сегодня в сельскохозяйственных вузах много студентов, которые работать на селе не хотят. Но это далеко не так.

Агроклассы появятся в белорусских школах в новом учебном году.

Фото TUT.by

 

Спецклассы или факультативы?

С нового учебного года в белорусских школах наряду с педагогическими классами появятся и агроклассы, сообщил 4 апреля первый проректор Белорусского государственного аграрного технического университета Николай Романюк.

БГАТУ уже заключил договоры с десятью школами в Минской и Гомельской областях. «С этими областями мы сотрудничаем, потому что в системе Минсельхозпрода четыре аграрных вуза: Горецкая академия в Могилевской области, Витебская академия, Гродненский аграрный университет и мы в Минской области. А в Гомельской области ничего профильного нет», — сказал проректор.

«Для создания агрокласса в сельских школах достаточно трех учеников, которые пожелают в нем учиться, — отметил Романюк. — В районных школах класс будет комплектоваться, если будет минимум пять желающих. Подготовка в этих классах будет вестись для всех четырех сельскохозяйственных вузов, а не только для БГАТУ».

Он подчеркнул, что выпускник агрокласса не обязан будет поступать только по аграрному профилю.

При поступлении в сельскохозяйственный вуз у выпускника аграрного класса будут такие же привилегии, как у выпускников педагогических классов — студент будет зачисляться по итогам собеседования без вступительных испытаний и без сертификата ЦТ.

«Будут смотреть его оценки по профильным предметам, а для нашего вуза это физика и математика. Думаю, они должны быть не менее 7 баллов. Также будет учитываться и средний балл аттестата в целом», — сказал первый проректор БГАТУ.

«Сейчас мы готовим учебные комплексы в помощь учителям, которые будут вести эти классы. Конечно, будем сами помогать, выезжать в школы, приглашать к себе, знакомить с нашей базой. Мы в этом очень заинтересованы», — сказал Романюк.

Как пояснила Naviny.by пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, суть решения о создании агроклассов в том, что в некоторых школах в регионах будет организована специализация на уровне факультативов. На этот счет Минобразования разослало на места письма. При этом никаких нормативных документов еще не принято.

Людмила Высоцкая также обратила внимание, что глава государства 3 апреля на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли страны говорил о том, что в сельскохозяйственные вузы должны поступать подготовленные мотивированные абитуриенты, знакомые с жизнью села и производством.

«Зачастую мы готовим специалистов, у которых нет никакого желания работать на селе. Такой выпускник через два года, принеся не столько пользы, сколько вреда хозяйству, уйдет в другие структуры. Правительство должно выстроить оптимальную систему. Для поступления в аграрные вузы необходимо ежегодно отбирать абитуриентов, знакомых с сельским укладом жизни и производством», — сказал среди прочего Александр Лукашенко.

Именно таких абитуриентов нужно направлять на целевую подготовку в учреждения высшего и среднего специального образования, подчеркнул глава государства:

«При этом я ставил перед вами задачу в лучших хозяйствах создать школы и направить туда по 10-15, а может быть, по 6-7 перспективных молодых ребят, которые увидят настоящее производство, к которому мы стремимся. Мы их дошлифуем за полгода, максимум за год. Необязательно, чтобы они там все время были, а на пиковых мероприятиях: посевная, уборочная, заготовка кормов, другие технологические приемы — они определят сами, где и сколько им быть. В каждой области должны были быть созданы такие школы. У нас таких предприятий достаточно».

 

В сельскохозяйственных вузах случайных людей почти нет

Отметим, что в сельскохозяйственные вузы поступают абитуриенты с очень низким уровнем подготовки.

Например, в БГАТУ в 2017 году самый высокий проходной балл на бюджет (257 из 400) был на специальность «менеджмент (информационный)», которая не является сугубо сельскохозяйственной. На «проектирование и производство сельскохозяйственной техники» можно было поступить, набрав 159 баллов. А на платное отделение брали с баллами от 113.

Удивляет, что глава государства не знает, что и теперь в сельскохозяйственных вузах почти нет тех, кто незнаком с сельским хозяйством. В тот же БГАТУ поступают в основном неслучайные люди — целевики составляют 60%. А это жители сельской местности, которые после учебы вернутся на сельхозпредприятие, направившее их на учебу. И отработают по распределению от трех (после колледжа) до пяти (после вуза) лет.

«Последние два года на основные специальности — техническое обеспечение, электрификация, ремонтно-обслуживающее производство — мы берем 60% студентов-целевиков. Эти цифры нам доводит Министерство сельского хозяйства и продовольствия — наш основной заказчик кадров», — отметил первый проректор БГАТУ Николай Романюк.

 

Их что — будут учить лопатой копать?

Зачем на этом фоне создавать еще и агроклассы, тратить на это государственные деньги, да и вообще мутить воду?

Заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич говорит, что это для нее является загадкой:

«Если мы говорим о современном производстве и современной школе, то по одной специальности, например, «агрономия», необходимо углубленное знание химии. Зоотехнику надо углубленно изучать другие предметы. И программисты нужны агропромышленному комплексу, и инженеры, а это углубленное изучение математики и физики. Аграрный сектор — это обычное производство, там есть много отраслей. Если мы говорим о какой-то одной углубленной программе для всех, происходит маргинализация людей. Их что — лопатой копать в этих классах на факультативах будут учить?»

Тамара Мацкевич считает, что заявления про аграрные классы и факультативы — это лишь стремление угадать, чего хочет президент, слепое желание чиновников ему угодить:

«Это из разряда «Коле тяжело учиться — изменим расписание». Мне кажется, такие идеи нельзя воспринимать серьезно. Да и очевидно, что правая рука в системе образования не знает, что творит левая. Заявления проректора, не проработанные в Минобразования, кажутся особенно странными на фоне высказываний министра образования Игоря Карпенко по поводу его самостоятельности и ответственном руководстве».

На пленуме ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Карпенко сказал: «Отраслью будет управлять министр, независимо от того, кто является нанимателем у начальника управления образования и у директора школы».

 

Белорусской системе образования не хватает… системности

Известный репетитор по физике и математике Евгений Ливянт говорит, что экстренное создание агроклассов вписывается в белорусскую модель управления системой образования, в которой «всё делается наспех»:

«Это махновщина, в системе образования используется принцип «достали саблю и поскакали». Потом передумали и снова поскакали в другом направлении. Есть структурная проблема — отсутствие системной проработки и научного подхода, долгосрочной стратегии и продумывания деталей».

Вместе с тем сама по себе идея специализации Евгению Ливянту нравится.

«Мне нравится идея создания агроклассов, потому что это ведет к разнообразию в системе образования. Я выступал как против закрытия гимназий, так и закрытия УПК. Это хорошее дело, если дети добровольно будут заниматься по какой-то специализации, обучаться ремеслу», — отметил эксперт.

По его мнению, «всё, что ведет к разнообразию образования, правильно и современно. Только в этом направлении надо работать не по принципу «вчера сверху сказали», а сегодня «чего изволите». Нужны преподаватели, продуманные программы обучения и подготовленные помещения».

«Не исключено, что крупные агропромышленные предприятия могут заинтересоваться и поддержать идею», — предположил Евгений Ливянт.




Оставьте комментарий (0)
  • Теперь власти белорусское образование хотят закопать.
  • vik
    Будут - это следующий этап реформирования образования.
  • Будут - это следующий этап реформирования образования.
  • читайте Маршака там всё о б этом ......
  • читайте Маршака там всё о б этом ......