На автомобильном рынке небывалый бум

Продажи новых автомобилей у дилеров выросли на 70%.

Продажи на авторынке в этом году растут так как никогда. За первое полугодие автодилеры продали 23196 новых автомобилей, за аналогичный период прошлого года — 13603. Высокие темпы роста продаж наблюдаются и на других сегментах потребительского рынка. С чем связан этот бум?

 

Драйверы автомобильного бума

Количество легковых и коммерческих автомобилей, приобретённых у официальных дилеров, в первом полугодии на 70,5% превысило показатель за аналогичный период прошлого года и на 92,2% — результат первой половины 2016 года.

Всем автомобильным брендам, которые присутствуют в Беларуси, удалось существенно нарастить продажи в первом полугодии по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет. В тройке лидеров традиционно оказались Renault, LADA и Volkswagen.

Всплеск спроса на авторынке эксперты объясняют тем, что в связи со снижением процентных ставок по кредитам у населения появилось больше возможностей купить новый автомобиль.

Кстати, по данным Белстата, за первое полугодие продажи поддержанных легковых автомобилей сократились на 8,8% по сравнению с январем-июнем прошлого года до 2709 единиц.

«Удешевление кредитных ресурсов — решающий фактор ускорения темпов роста авторынка. Благодаря этому приобретение новых автомобилей для населения стало более интересным вариантом, чем покупка автомобилей с пробегом», ­­— рассказал БелаПАН председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.

Большинство клиентов автосалонов не имеют полной суммы для приобретения автомобилей и поэтому покупают их в кредит или берут в лизинг. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, от 50% до 70% легковых автомобилей в зависимости от бренда продается населению в кредит или передаются в лизинг.

«Около 80% автомобилей, продаваемых в Беларуси, произведены в России. При этом наши граждане преимущественно покупают их в автосалонах Беларуси, а не в России. Здесь граждане могут получить доступ к финансовым инструментам, которые наше население в силу различий в гражданстве не может получить там», ­— отмечает Сергей Михневич.

Самый большой сегмент автомобильного рынка Беларуси — седаны в ценовом сегменте до 12-14 тыс. долларов. Пользуются также большим спросом внедорожники, стоимость которых достигает 17 тыс. долларов и выше (автомобили класса SUV-b и SUV-c). На автомобили в ценовом сегменте до 20 тыс. долларов приходится более 80% продаж.

Драйвером роста авторынка в первом полугодии также стали юрлица, которые массово берут легкие коммерческие автомобили в лизинг.

«Предыдущие кризисные годы привели к тому, что сформировался отложенный спрос на обновление автопарка и в этом году, на фоне роста деловой активности, увеличился спрос на автомобили со стороны корпоративного сектора», — констатирует председатель Белорусской автомобильной ассоциации.

Еще один показательный результат первого полугодия —  автомобили белорусской сборки Geely впервые попали в ТОП-10 наиболее продаваемых.

«Доля Geely на рынке будет увеличиваться, но сложно говорить о том, что в обозримой перспективе этот бренд станет лидером. Конкуренция на автомобильном рынке очень высокая и она будет усиливаться», — прогнозирует Сергей Михневич.

 

Беларусь на пике потребительского кредитования

Наряду с высоким спросом населения на автомобили наблюдается высокая активность и на других сегментах потребительского рынка. Так, продажи телевизоров выросли за первое полугодие на 40,8%, стиральных машин и машин для сушки белья — на 39%, продажи холодильников и морозильников — на 27,5%.

Белорусские экономисты объясняют высокий внутренний спрос несколькими факторами, в числе главных — рост доходов (в июне по сравнению к июню прошлого года номинальная зарплата выросла на 16%).

«Повышение доходов привело к возникновению потребительского оптимизма.  У населения возникло ожидание, что рост зарплат сохранится, и государство эти ожидания подпитывало. Как следствие, существенно увеличился спрос населения на кредиты», — комментирует ситуацию старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

За первое полугодие задолженность населения по потребительским кредитам выросла на 20%.

«Сейчас мы, наверное, находимся на пике потребительского кредитования. Это объясняет высокие темпы роста продаж многих товаров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники и электроники)», — предполагает эксперт BEROC.

Кстати, продажи автомобилей Geely стимулируются в этом году за счет выдачи льготных кредитов. «БПС-Сбербанк» даже смягчил требования к доходу кредитополучателя. С третьего квартала банк финансирует приобретение Geely даже тем заявителям, у кого задолженность по действующим кредитам превышает 40% от суммы ежемесячного дохода.

Напомним, с мая по решению Нацбанка банкам не рекомендовано кредитовать заемщиков, у которых задолженность по действующим кредитам превышает 40% от суммы ежемесячного дохода. Однако, как видим, ограничение Нацбанка теперь на автомобили Geely не распространяется.

Тем не менее, экономисты надеются, что государство не станет таким же образом стимулировать продажи и других товаров.

«Белорусская история неоднократно доказывала, что массовое стимулирование внутреннего спроса приводит к увеличению инфляционного давления и потребительского импорта. Поэтому в целях сохранения финансовой стабильности Нацбанк вряд ли будет поддерживать практику расширения льготного потребительского кредитования», — предполагает Дмитрий Крук.

В случае, продолжает эксперт, если курс государства на обеспечение финансовой стабильности сохранится, темпы роста потребления на внутреннем рынке будут замедляться.

«Зарплаты не растут так, как планировало государство, поэтому потребительский оптимизм будет постепенно развеиваться. Параллельно с этим, учитывая рост потребительского кредитования, долговая нагрузка на населения будет расти. Поэтому ожидать, что во втором полугодии темпы роста потребления будут оставаться такими же высокими, как в первой половине года, вряд ли стоит», — резюмировал экономист.




Оставьте комментарий (0)
  • Не забываем: дефолт никто не отменял.
  • Подождем пока LADA займёт первое место в рейтинге. И это время не за горами...)))
  • Подождем пока LADA займёт первое место в рейтинге. И это время не за горами...)))
  • Подождем пока LADA займёт первое место в рейтинге. И это время не за горами...)))
  • Подождем пока LADA займёт первое место в рейтинге. И это время не за горами...)))
  • У вашей лады двигатель российский. Вот если двигатель, как и все остальное , взять у рено и продавать дешевле, то может и выйдет....а чисто российские лады ( калины, приоры) вообще не продаются никак...
  • У вашей лады двигатель российский. Вот если двигатель, как и все остальное , взять у рено и продавать дешевле, то может и выйдет....а чисто российские лады ( калины, приоры) вообще не продаются никак...