Москва потратила много денег, но альтернативу технике МЗКТ так и не создала

Минский завод колесных тягачей сохраняет позиции поставщика шасси для Ракетных войск России.

МЗКТ-7930 — лидер на российском рынке военных шасси. На белорусских шасси размещаются оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», противокорабельные комплексы «Бал-Э», «Берег» и «Бастион», другие вооружения. Фото: МЗКТ

Поломки шасси КамАЗ позволяют Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ) сохранять позиции основного поставщика колесных транспортеров для пусковых установок российских мобильных ракетных комплексов.

30 августа, когда на форуме «Армия-2018» в Подмосковье показывали новейшее колесное шасси КамАЗ-7850 семейства «Платформа-О» с колесной формулой 16x16, произошел сбой в бортовой электронике машины и несколько колес по обеим ее бортам повернулись в противоположном направлении. На видео заметны проблемы с колесами 3-й, 4-й и последней осей.

Ситуации придает пикантности то обстоятельство, что днем ранее министр обороны России Сергей Шойгу уже отчитался об успешном завершении государственных испытаний новейших колесных шасси марки КамАЗ для стратегических ракетных комплексов.

«Мы показали «Платформу-О», потому что закончили госиспытания и, я думаю, на следующей неделе, будем подписывать контрактные документы», — отрапортовал министр. Как оказалось, чересчур оптимистично.

 

У шасси КамАЗа слишком много слабых мест

Напомню, что в 2008 году КамАЗ выиграл конкурс Министерства обороны России на проведение научно-исследовательских работ по теме «Платформа», предусматривавших создание собственных российских специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ). В 2010 году научно-исследовательские работы переросли в опытно-конструкторские «Платформа-О». В их рамках намечалось создание образцов СКШТ для монтажа пусковых установок и буксировки вооружения и военной техники.

Часть этих машин предназначалась для замены в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) шасси МЗКТ, на которых сегодня базируются подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) стратегического назначения «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».

К белорусской продукции у российских военных нет претензий. Просто в Москве полагают, что негоже огромной державе зависеть от капризного союзника.

Надеясь выиграть конкуренцию у МЗКТ с большим преимуществом, на КамАЗе сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения — дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес.

У такого варианта в теории вроде бы есть целый ряд преимуществ.

Во-первых, отсутствие сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.

Во-вторых, ходовые электродвигатели развивают максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.

В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.

В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.

В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения. И это далеко не все достоинства электромеханической трансмиссии (ЭМТ).

Этим и соблазнились разработчики Камского автозавода, проигнорировав тот факт, что нигде в мире идея с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике не реализована до сих пор. Главным образом потому, что у инновационной схемы оказались весомые недостатки.

Так, при движении колесной техники на электроприводе по пересеченной местности возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что может вызвать перемещение статора и ротора относительно друг друга, соприкосновение обмоток мотор-колеса, а это неизбежно повлечет за собой выход из строя всего узла.

Еще одна головная боль — выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях, если придется обесточить оборудование, например для маскировки. Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями. Отсюда и сложность эксплуатации во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вообще вряд ли смогут преодолеть: вода быстро выведет их ходовую часть из строя.

Но не только вода — враг ЭМТ, причиной короткого замыкания в ней может стать и высокая запыленность.

В этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре, неустойчивость управляющей электроники к электромагнитному импульсу и т.д. Все эти проблемы сегодня либо не могут быть решены в принципе, либо требуют серьезной проработки на уровне прикладной науки, а возможно и на уровне фундаментальных исследований.

В общем, пока нигде в мире не удалось создать работоспособные СКШТ с мотор-колесами.

 

«Платформа-О» в тупике

Однако эти соображения не были приняты во внимание российскими разработчиками. К 2013 году было изготовлено несколько образцов СКШТ «Платформа» первой партии, но настолько сырых, что руководство Минобороны России их не приняло.

Во второй половине 2015 года на государственные испытания были представлены образцы второй партии. Но не прошло и месяца, как первый испытываемый образец сгорел, восстановить его не удалось. И хотя больше таких ЧП не случалось, вылезло множество других огрехов.

Проект раскритиковал признанный российский эксперт в области автомобилестроения Александр Привалов. Резюмируя ситуацию с «Платформой-О» в интервью изданию «Бизнес Online», Привалов подчеркнул: шапкозакидательство в духе «дайте нам много денег, и мы сделаем любую технику» не сработало.

После последних неудач ситуация с «Платформой-О» близка к патовой. Допустим, эти СКШТ будут приняты на снабжение российской армии. Но даже неспециалистам ясно, что под монтаж автономной пусковой установки ракеты с ядерным зарядом шасси c таким букетом конструктивных и производственных дефектов не годятся. И приемка подобной продукции решит только такие вопросы, как легализация напрасной траты средств и вывод из-под удара «эффективных менеджеров».

Возможен и такой вариант: официально признав, что «Платформа-О» — это тупик, КамАЗу дадут еще один шанс (и деньги). Теперь, дескать, у разработчиков есть пусть и отрицательный, но опыт. Другое дело, что экономические реалии России не особо располагают к новым тратам на проекты с сомнительными результатами.

Пока же, насколько можно понять, инициаторы проекта «Платформа» изо всех сил стараются продавить первый сценарий. Но почему военные вольно или невольно содействуют им в этом? Возможно, просто не хотят показать себя противниками пресловутой политики импортозамещения.

 

Чем хороши минские шасси

При этом делать ставку на детище КамАЗа командование РВСН, судя по всему, не собирается. По крайней мере до тех пор, пока не появится реальная альтернатива продукции МЗКТ.

15 мая, открывая совещание с российским генералитетом и руководством оборонно-промышленного комплекса, Владимир Путин призвал продолжить модернизацию стратегических ядерных сил страны и до конца декабря перевооружить стратегическими ракетными комплексами «Ярс» 14 полков, оснащенных отслужившими установленные сроки ракетными комплексами «Тополь».

Отметим, что в ноябре 2017 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда» сообщил, что все ракетные дивизии, имеющие на вооружении комплексы «Тополь», планируется перевооружить на «Ярсы» до 2026 года.

Между тем самоходные пусковые установки ПГРК «Ярс» на сегодняшний день размещаются только на шасси МЗКТ-79221 (16х16).

По словам командующего РВСН, ракетный комплекс «Ярс» по сравнению с «Тополем» имеет гораздо больше возможностей для использования территории позиционного района. Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность мобильных ракетных комплексов (во многом за счет характеристик колесных шасси. — А.А.) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны.

Но важно не только это. Переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений, именно на ракетный комплекс «Ярс» во многом объясняется и экономическими соображениями.

Во-первых, при таком перевооружении в значительной степени используется имеющаяся инфраструктура позиционных районов и военных городков. Во-вторых, нет необходимости массово переучивать расчеты и обслуживающий персонал. Что в значительной степени обусловлено использованием колесных шасси МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с МАЗ-7912/7912, использовавшихся в ПГРК «Тополь».

В итоге по ракетным комплексам «Ярс» уже заключены долгосрочные государственные контракты, которые выполняются в необходимом для РВСН объеме. Все это дает основание предположить, что МЗКТ в обозримой перспективе будет получать заказы на шасси для российских ПГРК.