Как видят свою работу в школе будущие учителя в Беларуси и Финляндии

И там, и там педагоги осознают, что главное — это дети.

Финская система школьного образования считается одной из лучших в мире. К ней тянутся другие страны. В Беларуси система образования уже несколько лет находится в состоянии перманентного реформирования, чиновники упоминают и финский опыт.

Naviny.by поговорили с теми, от кого в ближайшее время будет напрямую зависеть качество образования в школе — с будущими учителями из Беларуси и Финляндии — о выборе профессии, инновациях и проблемах.

Надежда Земляник — студентка старших курсов, будет учить детей истории и обществоведению, Паво Полонтера близок к получению диплома преподавателя физики и математики. Молодые люди солидарны в своем желании работать с детьми.

 

«Главное, научить детей быть активными»

Паво выглядит как настоящий викинг — густая борода, длинные волосы. Сразу может показаться, что он играет в какой-то метал-групе, а не будущий школьный учитель.

«Давно одна девушка сказала мне, что мне надо иметь какой-то план на жизнь. Я думал, что дальше делать в жизни, куда идти учиться. Мой учитель физики в школе меня впечатлил, как он вел уроки. Поэтому я решил подать документы в университет города Турку на факультет математики и естественных наук, на отделение теории физики.

Знал ли я, что буду учить детей, когда подавал документы? И да, и нет. На самом деле у нас даже не было какого-то собеседования. Но когда я познакомился с детьми на практике, поговорил с ними, попробовал учить, мне захотелось идти работать в школу.

У нас в университете есть разделение на специализации, например, радиофизику учат 90% парней и только 10% девушек, на педагогической направленности девушек больше, а например, на «истории и финском языке» 70% девушек и только 30% мужчин.

Я действительно хочу идти работать в школу, это очень интересный опыт. Важно, чтобы ученики были активными, общались, были хорошо социализированы. И в школе я хочу учить не только, как понимать физику и математику, но и учить ребят быть активными, высказывать свою позицию, уметь общаться».

 

«На уроках можно использовать смартфоны, а документов должно быть меньше»

Надежда Земляник — активная студентка из династии педагогов. Когда-то хотела быть журналистом, но передумала. Планирует начать работу в школе уже на третьем курсе.

«У меня мама и бабушка — педагоги. Только они оканчивали физмат, а я решила поменять направление и пошла на исторический. Из всех предметов в школе история нравилась больше всего, это легче запоминалось, интересно было читать что-то дополнительно. Очень люблю историю, решила, что это мое.

У меня специальность «История и экскурсионно-краеведческая работа», если бы не хотела так в школу, пошла бы в туризм. На потоке у нас половина парней и половина девушек. Десять человек уже работают в школе. В большинстве в школу больше хотят, чем не хотят. Я уже была в школе на практике, мне понравилось, у нас была хороший педагог, она здорово объясняла все детям. Больше всего понравилось в старших классах, они выдавали такие интересные мысли, мне кажется, я в 11-м классе так не мыслила.

Дети все пользуются смартфонами, и это можно как-то обыграть: чтобы они не просто игрались на них, а могли найти что-то образовательное, скачать, например, программу, где можно с датами работать.

В Минске есть в школах интерактивные доски, хотя бы одна на школу, а в регионах это редкость.

Для Беларуси самое актуальное — слишком много документации в школе. Я хочу приходить и проводить уроки, готовиться к ним дома, а не писать какие-то ненужные протоколы, положения и прочее. Я поступала сюда, чтобы работать с детьми, а не с документами».