Как эволюционируют интернет-банки для бизнеса

Мы провели несколько опросов о качестве работы банковских онлайн-инструментов для бизнеса и пришли к неожиданным выводам.

Онлайн-системы банковского обслуживания для бизнеса в Беларуси заметно отстают от тех, что действуют для физических лиц. Но этот разрыв быстро сокращается. Платежи через мобильные приложения, токены вместо подписи и печати, интернет-банкинг — всё это стало повседневной реальностью для корпоративных клиентов.

Фото pixabay.com

Мы провели несколько опросов о качестве работы банковских онлайн-инструментов для бизнеса и пришли к неожиданным выводам.

Технологии обслуживания юрлиц и ИП через интернет внедрены во всех банках страны, обслуживающих корпоративных клиентов. К этому активно подталкивали и потребности рынка, и Национальный банк, который последовательно воплощает в жизнь Стратегию развития цифрового банкинга на 2016-2020 годы.

Сейчас большинство белорусских кредитно-финансовых учреждений для организации обслуживания юрлиц и ИП через интернет используют разные версии решения одного разработчика. Отличается скорость внедрения передовых возможностей, детали интерфейса становятся дружелюбнее и удобнее.

Банки за последние год-два сумели мобилизовать IT-кадры и дать клиентам кредитно-финансовых учреждений более удобные решения. История с тем, что «мы платежки подписываем только в Internet Explorer» стремительно уходит в прошлое. За один-два ближайших года эта ситуация останется только у тех организаций и ИП, которые по каким-то причинам сами хотят пользоваться старыми версиями платежных интернет-шлюзов и связанного с ними софта.

На общем фоне своей активностью и реальными успехами выделяются «Альфа-Банк», «Белгазпромбанк» и «Приорбанк». Они и стремятся первыми запускать новые решения, и продвигают их, и убеждают клиентов быстрее использовать современные технологии, и отслеживают обратную связь.

Маргарита Новосельцева руководит крупной бухгалтерской компанией и владеет онлайн-системой ведения учета. Её команда обслуживает более 200 организаций, а к веб-сервису подключена примерно тысяча. На столе у специально выделенного бухгалтера-операциониста лежит целый ящик с USD-ключами из разных банков. Суммарно она проводит платежи по сотням счетов в разных валютах, находящихся примерно в десятке белорусских кредитно-финансовых учреждений. Вот уж где точно накоплены сотни часов клиентского опыта использования интернет-банкинга.

Маргарита отмечает: «Идеальных банков не бывает! Я могу про любой рассказать, как плюсы, так и минусы. Ты не можешь быть хорошим для всех. В любом бизнесе так: подтянул одно направление, у тебя выскакивают узкие места в другом».

В числе наиболее дружелюбных к клиентам и технически продвинутых она выделяет корпоративные интернет-сервисы «Альфа-Банка», «БСБ Банка», «Приорбанка» и «Белгазпромбанка». Противоположное отношение к нескольким крупным финансовым учреждениям. Получив на обслуживание клиентов со счетами там, Маргарита старается убедить их директоров перейти в более продвинутые и высокотехнологичные банки.

При всей внешней схожести программных решений, разница в трудозатратах колоссальна: 5 минут против нескольких часов. Проблемы бывают с выгрузкой выписок за длительные периоды, у кого-то в пятницу после обеда регулярно «висит» сервер и платежи не проходят и т.д.

Разрыв, конечно, не катастрофический. Да, корпоративные клиенты того же «Альфа-Банка» первыми получили возможность провести платежи с iPhone или MacBook’a в браузере Safari. Такого до этого в Беларуси не было. Да, их бухгалтера быстрее других получают выписки за большие периоды. Но и фирмы, открывшие счета в других банках, делают то же самое. Разве что это вызывает у них больше времени и неудобства.

То есть все нововведения и «фишки» — это во многом вопрос комфорта. Для бухгалтера, директора, компании в целом.

А вот с мобильным банкингом для бизнеса ситуация значительно хуже. То, что давно доступно обычным гражданам, для фирм и «ипэшников» еще только внедряется. Даже крупнейшие белорусские банки из первой десятки могут не иметь мобильное приложение. А если и имеют, то не слишком их продвигают: мол, есть — уже хорошо.

Функционал существующих приложений преимущественно информационный: просмотр остатков по счету, выписок (а вот это уже присутствует не у всех и есть ограничения по периодам), уведомления о поступлении денег и других операциях (тоже далеко не у всех, как ни удивительно).

Самый инновационный здесь — опять же «Альфа-Банк», внедривший механизм SMS-идентификации. Только этот банк внедрил не просто просмотр остатков и выписок, а возможность проводить платежи юрлиц и ИП в мобильном приложении. Вместо обычных «флешек», USB-токенов с электронной цифровой подписью, для одобрения платежа используется одноразовый пароль, который приходит в SMS на телефон. Решение простое, логичное и очевидное. Непонятно, почему его не используют другие.

Все опрошенные клиенты «Альфа-Банка» упомянули такую возможность. Для каждого из них — это важное преимущество. Возможность провести любой платеж в режиме реального времени — большой плюс для любого бизнеса.

Еще мы с удивлением обнаружили, что большинство предпринимателей, озвучивших претензии к конкретному банку, чаще всего уже много лет не пользуются его услугами. Нередко мы точно знаем, что упомянутая человеком проблема решена 5-7, а то и больше 10 лет назад. Но бывший клиент бережно хранит обиду в сердце и щедро делится ею в разговорах с коллегами и через комментарии в соцсетях.

На форумах нередко обсуждают финансовые организации с большой долей государственного капитала. Якобы и технологии там совсем устаревшие, и клиентов не любят, и всё плохо.

Но когда мы обращаемся к бизнесам, которые сейчас держат там счета, то выясняется, что ситуация меняется к лучшему. Мобильный и интернет-банки получили новые функции, стали понятнее и удобнее, технологический разрыв сократился.

Интересны и мотивы любви к своему банку. Ведь сам директор или учредитель даже среднего размера бизнеса (не говоря уже о крупных предприятиях) с интернет-банком работает нечасто. Обычно этим занимается бухгалтер. И если банк не творит что-то совсем ужасное, то первое лицо компании-клиента им довольно и активно его рекомендует коллегам и знакомым.

То есть нет конкуренции клиентских интерфейсов, нет борьбы за пользователя силами UX-специалистов и дизайнеров. Нужно просто позаботиться о доступности системы и стабильном прохождении платежей. Чуда от банков никто не требует!