Что изменится в школах с введением подушевого финансирования

Обучение школьника в городе обходится бюджету более чем в два раза дешевле, чем в сельской местности.

С 1 января 2019 года в Беларуси введен новый метод финансирования учебных заведений. Что изменится для учителей, школьников и их родителей, разбирались Naviny.by.

Фото pixabay.com

 

Подушевое финансирование. Чтобы было справедливо

Новый метод финансирования учебных заведений заключается в том, что все школы будут получать средства по нормативу из расчета на одного ученика.

«Это сделано для обеспечения справедливости и прозрачности финансирования. Школы будут получать бюджетные средства в зависимости от количества обучающихся в ней детей», — рассказала Naviny.by начальник отдела оплаты труда и нормирования штатной численности главного управления экономики Министерства образования Наталья Криволапова.

Справедливость заключается в том, что деньги будут идти не на школу, а на ученика. Другими словами, если в школе учится 200 детей, то средства будут выделены на каждого. Если детей тысяча, то сумма увеличится в пять раз. Нормативное финансирование должно поставить учреждения образования и учащихся в равные условия.

О подушевом финансировании в Беларуси говорили более пяти лет, в 2013-м даже был запущен пилотный проект. Аргументация в ту пору была такая же, как и теперь — дорого учить детей в малокомплектных школах, не должна школа на 500 человек получать такое же финансирование, как та, где обучается 1000 человек.

Перейти на подушевое финансирование образования Беларуси рекомендовал и Всемирный банк, обращавший внимание на то обстоятельство, что существовавшая система сметного финансирования создает мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности.

 

В белорусских школах деньги плохо считают

В белорусских школах на одного учителя приходится меньше учеников, чем в странах-соседках и бывших странах соцлагеря.

По данным Белстата, в целом по стране ситуация меняется, но медленно. В 2013/2014 учебном году на одного учителя приходилось 7,6 ученика, а в 2018/2019 — 8,8. В Минске — 9,4 и 12,02 соответственно.

Рост данного показателя — это результат большой работы по оптимизации школ. В сентябре 2000 года в стране было 4772 школы, а на начало текущего учебного года — 3035. Массово закрылись сельские малокомплектные школы, где в 2012/2013 учебном году на одного учителя приходилось 5 учеников. Были даже классы с одним учеником.

Процесс закрытия школ, где очень мало детей, идет до сих пор. Например, в Кульбичах Ушачского района школа была закрыта только в начале этого учебного года. В прошлом учебном году в ней на 31 сотрудника приходилось всего 27 учеников (максимальное число в классе было восемь, минимальное — два). Теперь детей возят в школы в других деревнях или в Глубокое.

Подушевое финансирование учитывает особенности сельских школ, которые по определению не могут иметь много детей в классе и школе в целом, отметила Наталья Криволапова.

В новом городских школах составляет 1667,92 рубля в год, а в сельских — 3808,76 рубля в год.

«Также существуют коэффициенты для подсчета размера финансирования. Школы все разные, под одну гребенку всех грести невозможно. Поправочные коэффициенты, прописанные в положении, позволят учесть особенности учреждений образования. Сельские школы малокомплектные, во всей школе может быть до 50 человек. Их содержание обходится дороже городских в расчете на ученика», — пояснила Наталья Криволапова.

 

Что будет с зарплатой учителей?

Пять лет назад велись разговоры о том, что во многом из-за существующей системы сметного финансирования заработная плата учителей оставалась сравнительно низкой, что создавало сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров.

И все эти годы власти обещали увеличить учителям зарплату, однако увеличивали только нагрузку, сделав для большинства из них шестидневную рабочую неделю и увеличив количество часов на ставку.

Впервые за несколько лет 1 сентября 2018 года педагогическим работникам на 20% повышены тарифные оклады, что на практике увеличило заработную плату учителя в среднем на 42 рубля.

Однако сегодня зарплата не каждого учителя, работающего на полную ставку, дотягивает до 600 рублей. А у молодых учителей, если не брать классное руководство, так и вовсе составляет не более 500 рублей.

При этом все бюджетные средства, привязанные к подушевому финансированию, как раз идут на зарплату и некоторые другие расходы, например, командировки, покупку дидактического материала, связь.

Оплата коммунальных услуг, капитальный и текущий ремонт здания, содержание и обслуживание помещений школы финансируется из бюджета и не привязана к числу учеников.

Получается, что от подушевого финансирования, то есть количества учеников, зависит и зарплата учителей. Однако в связи с введением подушевого финансирования зарплату учителей не планируется увеличить, так как она привязана к размеру тарифного оклада, сказала Наталья Криволапова.

Похоже, ранее был расчет на иное. В марте 2018 года начальник управления перспективного планирования и образовательных стратегий Национального института образования Вячеслав Сулейманов, рассказывая агентству «Минск-Новости» о результатах пилотного проекта по подушевому финансированию, отмечал, что «педагоги пилотных школ получили в среднем (…) на 10% выше средней заработной платы учителей по республике».

 

Школу смогут выбрать не все

Если в сельской местности не приходится выбирать, в какую школу идти, то в городах, столице особенно, школ много, и они разные. Однако, отметила в комментарии для Naviny.by пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, для всех школ действует одно правило — в них учатся дети согласно прикреплению по регистрации. А те, кто по регистрации к школе не прикреплен, может учиться здесь только при наличии свободных мест.

Как это работает, показал прием в гимназии в этом учебном году. Сначала брали по прописке, а затем всех желающих по сложному алгоритму.

Если бы у родителей действительно был выбор учреждения образования, то гимназии, школы с хорошей репутацией были бы заполнены под завязку, а те, что попроще, наоборот, учеников недобрали бы.

Не получится ли так, что с введением подушевого финансирования престижные школы и гимназии станут увеличивать набор, а именно число классов и детей в них?

Людмила Высоцкая считает, что такого не случится: «Если в классе есть 30 парт, больше туда не поставишь. Престиж или имидж школы статистически не скажется на количестве учеников. Каждая школа примет столько учащихся, на сколько она рассчитана».

Согласно действующей редакции Кодекса об образовании, наполняемость классов не должна превышать в I-IV классах — 20 учащихся, а V-XI классах — 25 учащихся. Эти нормы, в столице, во всяком случае, часто нарушаются — в густонаселенных микрорайонах Минска в младшей школе число детей в классе доходит и до тридцати.

Новая редакция Кодекса об образовании, которая уже передана на рассмотрение в правительство, вообще не предусматривает ограничения на количество детей в классе, отметила Людмила Высоцкая:

«Максимальное число учащихся будет определяться в зависимости от школы, класса. Существуют санитарные нормы, поэтому, если не хватает помещений, площади, количество детей не будет увеличиваться. Если школа построена на 1500 человек, значит, она столько и примет».

Согласно санитарным нормам и правилам для учреждений общего среднего образования, учебные помещения должны быть организованы из расчета не менее 2 кв. м на одного учащегося. А при строительстве учреждений образования должно закладывать не менее 2,2 кв. м на одного учащегося.

Так что посадить 40 человек в классе площадью 35 квадратных метров — значит, нарушить законодательство.

Правда, санитарные правила — не догма. Меняли же их в 2017 году, когда по рекомендации президента переносили первый звонок в школах на более позднее время и сокращали продолжительность перемен.