Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Можно ли сократить срок полномочий депутатов?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

В своем послании Александр Лукашенко высказал намерение провести парламентские выборы 7 ноября, то есть на десять месяцев раньше плановых сроков. Как это согласуется с действующим законодательством и к чему может привести?

 

Допускаются ли досрочные выборы парламента?

В новой редакции Конституции (ст. 91) написано, что выборы нового состава парламента назначаются «...не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва». И далее: «Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента». При этом срок полномочий парламента — 4 года.

В ст. 93 Конституции указывается, что полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть прекращены досрочно «...в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией».

Эти случаи без труда находятся в тексте новой редакции Конституции. Они носят исчерпывающий характер. Перечислим их для сведения.

Первый случай — «при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра» (ч. 1 ст. 94).

Второй случай — «на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции» (ч. 2 ст. 94).

В той же статье Конституции сказано, что решение по этим вопросам президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. При этом палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного положения или военного положения; в последние шесть месяцев полномочий президента; в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещения президента от должности. Кроме того, не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Чисто гипотетически можно представить еще один случай досрочного прекращения полномочий палат парламента — решение о самороспуске. Однако и для этого случая нужны основания, к примеру, досрочное сложение полномочий рядом депутатов, что может привести к уменьшению состава до 2/3 от полного списка депутатов (ст. 77 закона «О Национальном собрании Республики Беларусь»).

Других случаев сокращения сроков полномочий парламента нынешняя редакция Конституции не предусматривает. Значит, выборы депутатов Палаты представителей, а также членов Совета Республики, должны пройти в установленные Конституцией сроки. Иное решение вопроса следует признать нарушением Конституции и злоупотреблением властью со стороны главы государства, который, по действующей Конституции, принимает решение о дате парламентских выборов.

 

Возможно ли совмещать выборы с референдумом?

Мечислав Гриб предполагает, что будущие парламентские выборы могут быть совмещены с референдумом, на который будут вынесены поправки в Конституцию или принятие так называемого конституционного акта союзного государства.

Я тоже не исключаю такой возможности, поскольку она откроет перспективу для нынешнего главы государства участвовать в президентских выборах по «новой Конституции». Тем более что решение о назначении республиканских референдумов принимает единолично глава государства. Почему бы не совместить эти два события в один день — 7 ноября?

В законодательстве вопрос о совмещении выборов и референдума прямо не регламентируется. Такие случаи имели место раньше. Например, выборы депутатов Верховного Совета 13-го созыва в мае 1995 г. были совмещены с референдумом о смене государственной символики и придании русскому языку статуса государственного языка. Референдум 1996 года был совмещен с довыборами в тот же «несчастный» Верховный Совет. Опять же референдум 2004 года о снятии ограничительных сроков на занятие должности президента был совмещен с выборами депутатов Палаты представителей.

Как видим, опыт «совместных» выборов и референдумов за годы правления Лукашенко накоплен немалый. Думаю, что он будет использован и в ноябре 2019 года со ссылкой на экономию «народных средств». Однако с юридической точки зрения такой симбиоз следует признать неконституционным и незаконным по следующим причинам.

Во-первых, выборы и референдум — это два разных по своему назначению и содержанию политико-правовых явления. Так, цель парламентских выборов — избрание новых депутатов с акцентом на их программы, деловые и моральные качества, а цель референдума — голосование по наиболее важным вопросам государственной жизни. Допускать раздвоение направленности сознания избирателей нерационально, поскольку это мешает сделать выбор и принять решение.

Во-вторых, Избирательный кодекс, при всех его недостатках, направлен на создание благоприятных условий для проведения выборов, а также референдумов. Совмещать такие события, значит, не уважать граждан игнорировать их роль в развитии страны.

В-третьих, возникает и процедурное противоречие. Для проведения выборов должны образовываться избирательные комиссии, а для референдума — комиссии по референдуму. Согласно действующему законодательству, это должны быть разные комиссии. Лишь на самом верху они могут иметь один состав — Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов. Но и Центризбирком, по логике, не должен заниматься одновременно двумя разными по содержанию кампаниями.

Следовательно, недопустимо объединять в один день проведение выборов и референдума. Это следует считать нарушением конституционного права граждан избирать и быть избранными, а также высказывать свое мнение по наиболее важным вопросам государственной жизни.

С позиции уголовного законона такое совмещение можно квалифицировать как воспрепятствование осуществлению гражданами права свободно избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 191 УК).

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».