Хобби на миллион. Топ-бизнесмен Центер показал коллекцию ретрокаров

Среди экспонатов корпоративного музея компании «А-100» полирольным блеском сияют два редких ретроавтомобиля.

В коллекции корпоративного музея компании «А-100» есть редкие экспонаты с почти вековой историей. Итальянский «Фиат-501» 1921 года и американский «Форд-Т» 1924 года, трактор МТЗ пятой серии, послевоенный грузовик ЗИС и советский бензовоз ГАЗ-53 — все в нормальном состоянии и на ходу. А «Фиат» настолько хорош собой, что снимается в кино.

Александр Центер, основатель и председатель правления группы компаний «А-100», которая ведет заправочный бизнес, занимается строительством жилья и социальных объектов, один из немногих в Беларуси, у кого есть личный вертолет. Дорогие сердцу предметы, увлечения Александр с коллегами собрали в корпоративном музее, который расположился в ангаре рядом с бывшим аэродромом «Боровая».

Экспонаты для музея начали собирать семь лет назад. Как рассказал сам Александр Центер, изначально мыслей об экспозиции не было:

«Мы просто хотели изменить нашу традицию отправлять всё на металлолом и начать прививать традицию сохранять материальные следы».

Что-то покупали, обменивали, принимали в дар, потому что не могли смотреть, как уничтожают историю. Что-то приносили единомышленники. Со временем предметов становилось все больше и больше.

Четыре года тому компания купила складское помещение рядом с аэродромом «Боровая». Здесь хранились стройматериалы. После ремонта место стало не узнать. Сегодня это не просто ангар, а «Креативное пространство А-100», а также музей компании.

 

От бензина

Желтая бензоколонка, пожалуй, самая старая на территории СНГ раздаточная бензоколонка. Выглядит как холодильник, но стоит открыть дверь — полное бензосамообслуживание.

1960-е. Вы подъезжаете на авто, поворачиваете ручку двери колонки, разматываете шланг, вставляете жесткий неудобный пистолет и помпой накачиваете в стеклянный резервуар пять литров. Больше он не вмещает. По шлангу бензин, капая на землю и, порой, на водителя, льется в бак авто. Затем нагнетаете следующие пять литров…

Этот раритет сотрудники компании «А-100» обнаружили в городском поселке Мир Гродненской области, обменяли на новую установку, реставрировали. Теперь, по признанию Александра Центера, это самый важный и ценный для музея экспонат.

 

Спасти и приумножить

Многие экспонаты музея были спасены буквально из-под гусениц бульдозера, готового уничтожить нераспроданное с аукционов бывшее госимущество.

Так в музее оказались фотоаппараты «Зенит», серия электрогенераторов, мобильный телефон времен Второй мировой войны — полностью металлическая несгораемая трубка и корпус с диском — и последний в истории человечества противогаз для лошади.

Модель танколета — танк с самолетными крыльями — тоже раритет времен Второй мировой. Инженеры военной мысли планировали создать такие боевые машины, но отказались от затеи, а модель осталась.

Всё, что собрано в музее, связано с увлечениями и бизнесом Александра Центера: бензоколонки и оборудование для них, артефакты нефтянки, например, образцы сырой нефти из Венесуэлы, Азербайджана и Беларуси, модели самолетов, настоящая часть самолетного крыла, старинный костюм пилота, костюм водолаза и, конечно, автомобили.

 

Ретрогараж

Демонстрацию автоколлекции Александр Центер начинает с белорусского трактора МТЗ пятой модели — один из самых ранних вариантов. Стоит отметить, что вся техника на ходу. Трактору поменяли резину, где-то подкрасили.

«Чтоб завести этот трактор, механику нужно полтора-два часа подготовки. И можете ехать», — рассказывает владелец раритета.

Жемчужины коллекции — это легковые авто «Фиат-501» 1921 года и «Форд-Т» 1924 года. Вот от чего у посетителей музея действительно горят глаза: серый итальянец и черный американец многократно перефотканы, перетроганы, пересижены вдоль и поперек, чему организаторы обычно не противятся. Самые смелые могут даже побибикать.

«В те времена итальянцы были более искусными производителями автомобилей, чем американцы. Он более тонкий, сложный, надежный и скоростной, если такое слово можно применить в отношении к этому автомобилю», — рассказывает Александр Центер о раритетном «Фиате».

«Форд» прибыл в Беларусь из США на корабле, «Фиат» привезли на грузовике. Первую машину покупали в частном порядке. Второй ретрокар по разрешению властей ввозили как историко-культурную ценность. Это позволило избежать части таможенных платежей.

Рыночная стоимость «Форда» превышает 55 тысяч долларов, подобные модели «Фиата» можно найти в диапазоне 30-35 тысяч евро.

«Эти авто примерно раз в месяц сотрудники нашей транспортной службы заводят. Раз в год мы на них выезжаем в город. Этот «Форд» в прошлом году еще имел техосмотр и более часто выезжал в свет», — рассказывает Центер о своем ретрогараже.

На них ездят сейчас в общем-то нелегально, потому что на эти машины недавно перестали выдавать сертификаты технического осмотра. ГАИ, по словам Центера, на это смотрит достаточно благосклонно. Иногда инспекторы даже останавливают, чтобы сфотографировать.

Грузовик ЗИС, позднее известный под именем ЗиЛ, а в народе «Захар»: у этой машины свой характер, она не всегда хорошо заводилась. Конкретно эта машина в идеальном техническом состоянии, в музей она приехала своим ходом.

«Такие машины нашу страну и возродили из пепла в первые послевоенные годы», — отмечает Центер.

Есть в музее и экспонат, который очень дорог компании — бензовоз ГАЗ-53, с которого начиналась история «А-100».

Организаторы выставки приглашают всех желающих посещать экспозицию по согласованию с представителями компании.