«Освобождение Минска». Семь острых фактов о знаменитой картине

Первоначально художнику заказывали роспись на стене Дома правительства, а когда он начал работать над полотном, его дочек сослали в лагеря.

Naviny.by собрали семь примечательных фактов о Валентине Волкове и его картине «Минск. 3-го июля 1944 года», которая стала символом освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

 

Чиновники заказали себе роспись

Валентину Волкову поручили написать «Освобождение Минска» для Дома правительства. Сохранились эскизы, которые доказывают, что заказана была не картина на холсте, а роспись на стене. Этим, вероятно, и объясняется ее огромная величина. Изначально планировалось, что роспись будет размером 7,5 на 3,4 метра (картина Волкова имеет размеры 5,5 на 3 метра).

Почему эта идея осталась на бумаге — неизвестно.

Весной 1945 года с Волковым был заключен договор. Впервые картину выставили в Минске в 1953 году — потом художник еще дорабатывал ее. Спустя два года картина произвела настоящий фурор в Москве. Титанический труд Волкова впечатлил и зарубежных гостей. Жители ГДР деликатно спрашивали у музейных сотрудников, сколько стоит «Освобождение Минска».

Елена Аладова, директор минского Художественного музея, приложила неимоверные усилия, чтобы картина Волкова оказалась в музее, а не в интерьерах Дома правительства.

Валентин Волков. Кадр из документального фильма телеканала СТВ

 

На картине изображены реальные люди

«Освобождение Минска» — масштабное полотно, на котором детально проработаны около сотни фигур. Это все реальные люди — минчане, которые жили в освобожденном городе: родственники художника, его друзья, знакомые, соседи. Волков рисовал их всех с натуры.

Например, мальчик, который бежит к танку, сверкая голой пяткой, — это Николай Федорков. Он жил возле мастерской художника и часто с любопытством наблюдал за его работой. Николай позировал художнику по 15-20 минут в день, о чем рассказывается в документальном фильме телеканала СТВ «Все цвета июля».

А женщина, которая пожимает руку мотоциклисту, — близкий друг семьи Волкова, Мершидэ Волотовская. Совпадение или нет, но ее сын сейчас живет на пересечении улицы Ленина и проспекта Независимости. Именно здесь на картине Волкова происходит радостная встреча солдат и мирных граждан (на заднем плане видны чудом уцелевшие башни Мариинского кафедрального собора).

А еще одного человека, Алексея Комлева, художник изобразил в виде танкиста, который стоит на орудийной башне. Правда, когда Алексей позировал в мастерской, он держал в руках букет цветов. Как позже объяснил сам Волков, цветы он заменил на автомат, потому что война еще продолжалась.

 

Дочерей художника сослали в лагеря

Волков провел войну в оккупированном Минске. Его дочери от второго брака, Ирина и Нина, тоже остались здесь.

Девушки, которые хорошо знали иностранные языки, работали у немцев переводчицами. После освобождения столицы БССР кто-то написал донос на них, и девушек сослали в Сибирь как пособников врага. Нина умерла там, в лагерях, а Ирина выжила и вернулась в Минск.

В 1967 году Ирина вступила в права наследства. Она забрала все картины отца из музея, которые были переданы туда на хранение из его мастерской, и распродала их.

 

Картина могла остаться неоконченной

Чиновники хотели, чтобы Волков нарисовал картину за год. Но у него много времени отняла подготовка к работе, о чем свидетельствуют 220 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции и 50 этюдов. Волков буквально жил работой: он ел и отдыхал на строительных лесах высотой в два с половиной метра.

Поскольку исполнение договора затянулось, «наверх» полетели жалобы. И художника, чей труд оплачивался частями, прекратили финансировать.

К делу подключился первый секретарь ЦК ВКП(б) Пантелеймон Пономаренко. Он посетил мастерскую Волкова, но под впечатлением от увиденного не стал ни в чем упрекать художника. Наоборот, распорядился продлить договор с ним.

Пантелеймон Пономаренко. Фото pgd.preslib.org.by

По договору художнику должны были заплатить за работу 100 тысяч рублей. В том году средние зарплаты по стране составляли от 213 до 525 рублей. Однако труд белорусского художника оценили в 2,5 раза дешевле, чем его московских коллег.

Из общей суммы гонорара Волков примерно 60 тысяч отдал в уплату своих долгов. За 20 тысяч купил автомобиль «Победа», а еще 20 тысяч потратил на нужды своей большой семьи — третьей по счету.

 

Художника обвиняли в сотрудничестве с немцами

Волкова обвиняли в измене и даже в том, что на своей картине он собирался изобразить встречу мирных жителей с немецко-фашистскими «освободителями». Якобы поэтому там изображен немецкий мотоцикл (на самом деле он трофейный).

Но никаких доказательств этому нет, в том числе в архивах КГБ. Портреты гитлеровских офицеров Волков не рисовал, как многие его коллеги, и никаких наград от оккупационных властей не имел. Действительно, он участвовал в выставках изобразительного искусства, которые фашисты устраивали в Минске, но не более того. Жить художнику как-то надо было.

В свое время Волков прошел так называемую «фильтрацию». И когда в конце июля 1944 года в Минске состоялся грандиозный партизанский парад, Волкову поручили его художественное оформление.

 

«Освобождение Минска» стало «Освобождением Багдада»

В 2009 году американский художник Сэндоу Бирк нарисовал картину «Освобождение Багдада».

Некоторые сразу увидели в ней полотно Волкова и бросились обвинять Бирка не только в плагиате, но и в отсутствии моральных принципов. Звучали даже призывы к президенту Беларуси обратиться в международный суд.

Однако многие зрители убеждены, что картина Бирка — сплошные сатира и гротеск. И что американец высмеивает вовсе не события Второй мировой войны.

К тому же Бирк «переписал» и шедевры французских живописцев. Подобные «римейки» в свое время делал Пабло Пикассо.

 

Тридцать лет картина пролежала в запасниках

В 1964 году Валентин Волков умер. «Освобождение Минска» выставили последний раз на публике в 1978 году, а потом на 27 лет упрятали в запасники. По официальной версии — из-за нехватки выставочных площадей.

Однако были люди (и в их числе внук художника Сергей Волков), которые добивались возвращения картины в экспозицию.

Когда «Освобождение Минска» наконец сняли с барабана, картина оказалась в идеальном состоянии. Ведь художник строго следовал всем технологиям живописи, которым учился у своих наставников из Петербургской академии художеств.