Власти разочарованы агентством приватизации. Будет новое

Господдержку частному бизнесу будет оказывать агентство, которое ранее занималось приватизацией.

Банки сейчас активно кредитуют малые и средние предприятия и считают их будущим драйвером экономики. Правительство этот драйвер намерено поддержать. Путем реорганизации агентства, которое ранее было уполномочено заниматься приватизацией.

Фото с сайта vitbichi.by

 

Миссия оказалась невыполнима

Десять лет назад, когда правительство привлекало кредит МВФ, валютный фонд настоятельно рекомендовал Беларуси запустить приватизацию. Власти валютному фонду обещали, что приватизация будет, а для этого создадут Национальное агентство инвестиций и приватизации. Продавать госактивы, кстати, планировалось, как зарубежному, так и национальному частному бизнесу.

В 2010-м агентство появилось, в указе о его создании было написано, что НАИП организует «проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации».

«Приватизация идет медленными темпами, но создание полностью работоспособного НАИП позволит активизировать этот процесс», — надеялся МВФ в 2011 году.

Восемь лет назад, в 2011-м, созданное Национальное агентство инвестиций и приватизации совместно с Всемирным банком занялось подготовкой восьми предприятий к приватизации. В последующие годы правительство одобряло подготовку к приватизации и других акционерных обществ, принадлежащих государству.

Однако по факту ни одной (!) приватизационной сделки, которые готовило агентство совместно с пулом авторитетных экспертов Всемирного банка, заключить в 2011-2018 годах не удалось.

По сведениям БелаПАН, причин, по которым агентству не удавалось завершить приватизационные сделки, было несколько. Но главная — несогласие инвесторов с условиями приватизации.

Благодаря обширной сети контактов Всемирного банка, инвесторов, проявлявших интерес к белорусским госактивам, удавалось найти и даже привезти их на белорусские заводы. Зарубежные и белорусские инвестконсультанты работали над подготовкой приватизационных сделок и, казалось, что приватизация будет. Ан нет!

От потенциальных инвесторов белорусская сторона требовала сохранить численность работников на продаваемых госпредприятиях, а инвесторы выставляли в ответ встречные условия (преференции по участию в госзакупках, налоговые льготы), чтобы повысить привлекательность сделки.

Также пилотные приватизационные проекты не удалось реализовать по причине того, что между государством и инвесторами возникали расхождения по цене белорусских госактивов.

Государство (силами агентства) пыталось продать госактивы фактически по их балансовой стоимости (опираясь на затратный метод оценки), а инвесторы оценивали белорусские госактивы иначе (методом дисконтирования денежных потоков), исходя из ожидаемого дохода, который эти бизнесы в состоянии генерировать.

В общем, отсутствие подходов к приватизации, с которыми могли согласиться инвесторы, привело к тому, что пилотные приватизационные проекты НАИПу реализовать не удалось.

Ввиду отсутствия приватизационных успехов в деятельности агентства закономерно возник вопрос, что с этим агентством делать, какие функции оно способно выполнять.

И вот результат. Проект концепции совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с которым ознакомился БелаПАН, предполагает реорганизацию Национального агентства инвестиций и приватизации.

Документ, который подготовило Министерство экономики, сейчас находится в правительстве.

 

Чем будет заниматься агентство развития?

В проекте концепции говорится, что в стране появится Национальное агентство развития. Создано оно будет путем реорганизации Национального агентства инвестиций и приватизации и Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Показательно, что в штатной структуре Национального агентства развития не оказалось отдела по приватизации, который предусмотрен в НАИПе.

Предполагается, что в Национальном агентстве развития у директора будет три заместителя (по инвестициям, по развитию и по малым и средним предприятиям).

В штатной структуре агентства развития предусмотрено несколько ключевых подразделений — отдел подготовки инвестпроектов, отдел по привлечению и сопровождению инвесторов, отдел стратегического и регионального развития, а также отдел инфраструктуры развития и услуг малым и средним предприятиям, плюс отдел по государственно-частным проектам.

В документе, который подготовило Министерство экономики и направило в правительство, говорится, что новое агентство станет координатором оказания господдержки малому и среднему бизнесу. Причем как финансовой (невозвратной), так нефинансовой.

В частности, планируется, что агентство развития будет получать финансирование из республиканского, а также местных бюджетов и сможет оказывать невозвратную (субсидии, гранты) финансовую господдержку малым и средним предприятиям (МСП), а также бизнес-инкубаторам.

Плюс к этому агентство развития займется сертификацией нефинансовых (информационных, консультационных, образовательных) услуг, которые предпринимателям будут оказывать на базе бизнес-инкубаторов, стартап-хабов. Предполагается, что нефинансовые услуги будут предоставляться предпринимателям бесплатно или по цене ниже рыночной, а их стоимость будет компенсироваться за счет агентства.

Белорусские экономисты в целом положительно относятся к тому, что Национального агентство инвестиций и приватизации будет реорганизовано в структуру с новой миссией и станет заниматься господдержкой предпринимательства.

«Приватизации в стране не происходит, результатов от реализации пилотных приватизационных проектов с участием НАИПа не видно. Соответственно, наверное, будет лучше, если это агентство реорганизуют, и оно станет заниматься более перспективным направлением, а именно — господдержкой предпринимательства», — отметила в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

 

Новый формат господдержки: позиция бизнес-союзов

Отношение предпринимательских союзов к планам по созданию Национального агентства развития в целом положительное. Представители бизнес-союзов говорят, что такая структура стране для стимулирования развития частного сектора нужна.

Правда, после прочтения проекта концепции, в котором прописана новая система господдержки МСП, в деловом сообществе возникли некоторые опасения.

«Мандат Национального агентства развития предполагается достаточно широкий — агентство, как планируется, должно будет заниматься и подготовкой инвестиционных проектов, и государственно-частным партнерством, и поддержкой предпринимательства. У нас есть опасения, что в этом перечне вопросов теме поддержки предпринимательства не будет уделяться должного внимания», — отметила в комментарии для БелаПАН сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.

Она также обратила внимание, что поддерживать предпринимательскую инициативу необходимо в большей степени в регионах.

«Новое агентство, судя по штатной структуре, будет сформировано только на республиканском уровне, а создание филиалов агентства в регионах не предусмотрено. Хотя ведь именно в регионах наиболее остро стоит вопрос развития предпринимательства, поддержки малого и среднего бизнеса», — подчеркнула Жанна Тарасевич.

По ее данным, центры поддержки предпринимательства в регионах с трудом сводят концы с концами.

«Если на этом фоне мы введем сертификацию разных услуг, мы можем загубить то, что еще в регионах стало только развиваться. Важно, чтобы национальное агентство, получив полномочия, не превратилось еще в одного регулятора, который будет сертифицировать, определять критерии сертификации и контролировать тех, кого сертифицировал», — считает Тарасевич.

По мнению бизнес-союзов, основная задача национального агентства развития — эффективно использовать имеющиеся бюджетные ресурсы на цели развития предпринимательства.

«Нас беспокоит наметившаяся тенденция оттока молодежи в Россию и Польшу. Поэтому необходимо реально стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в стране, чтобы люди видели возможности, перспективы и оставались работать на родной земле», — отметил в комментарии для БелаПАН председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Он отметил, что ранее средства, выделяемые государством в областях на развитие предпринимательства, не осваивались.

Когда вопросами господдержки предпринимательства будет заниматься одна структура (Национальное агентство развития), решать возможные проблемы и определять эффективность использования средств станет проще, предполагает Александр Калинин.

«Все-таки планируется создать на уровне государства немалую структуру, сопоставимую по численности с министерством, в которой будут работать 60 сотрудников. И в принципе такая мощная по численности структура в состоянии повысить эффективность использования средств, выделяемых государством на развитие предпринимательства», — полагает Александр Калинин.

По мнению экономистов, у господдержки предпринимательства нет достойной альтернативы.

«Пока других источников экономического роста, помимо частного сектора, в среднесрочной перспективе не видно. Поэтому вполне вероятно, что с каждым годом государство будет вынуждено оказывать малому и среднему бизнесу все большее внимание», — резюмировала Мария Акулова.