Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Выборы — игра без правил

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

5 августа Александр Лукашенко подписал указы № 293 и 294 о назначении выборов в Совет Республики и Палату представителей Национального собрания. Они пройдут соответственно 7 и 17 ноября 2019 г.

 

Насколько законно?

В соответствии со ст. 93 Конституции срок полномочий парламента — четыре года. Полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно «...в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией» (ч. 3 ст. 93).

Такие случаи перечисляются в следующей статье Конституции: при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Еще одно основание — «...на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции» (ч. 2 ст. 94).

В остальных случаях досрочный роспуск парламента не допускается и, значит, является нарушением Конституции. При таких условиях назначение выборов в парламент не может считаться законным и влечет за собой признание их недействительными независимо от результатов голосования.

Однако нарушение сроков проведения выборов — не единственное нарушение общепризнанных правил избирательного процесса.

 

Какие правила выборов?

Для представителей белорусской власти, в том числе членов Центризбиркома, не является секретом Документ совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (далее — ОБСЕ), принятый в Копенгагене в 1990 г. Он определил принципы проведения демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ.

По мнению разработчиков Копенгагенского документа, демократические выборы должны быть свободными, справедливыми и прозрачными, проводиться на принципе верховенства закона на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.

В качестве законодательной основы выборов провозглашается положение: «Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники проводят свободные выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом и допускают, чтобы все мандаты, по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов».

Тем самым, основное правило выборов — свобода от какого-либо влияния извне, в том числе от административного давления. Выборы также должны проводиться точно в срок, установленный законом (не раньше и не позже). Кроме того, мандаты депутатов должны быть результатом честного состязания кандидатов.

Еще одно важное правило демократических выборов: беспристрастность в работе избирательных органов. В пункте 4 Копенгагенского документа сказано: «Должностные лица, назначенные для администрации выборов должны обладать компетенцией и преданностью своему делу и выполнять свои обязанности эффективно и беспристрастно».

А что у нас? Глава Центризбиркома Лидия Ермошина была изначально назначена на должность 14 ноября 1996 г. после незаконного смещения с этой должности Виктора Гончара. С тех пор она остается на своей должности 23 года. При назначении парламентских выборов 5 августа с.г. она не возразила главе государства, который назначил выборы на 10 месяцев ранее срока. Можно ли в этом случае говорить о компетентности и преданности делу нынешнего главы Центризбиркома?

Далее, Копенгагенский документ обязывает государства разрешать кандидатам добиваться выборных постов лично или в качестве представителей политических партий или других организаций, «не создавая лишних препятствий».

А что у нас? В нынешнем составе Палаты представителей каким-то образом оказались два представителя от общественных объединений, которые высказывают свои суждения. А где остальные избранники народа? Будет ли кто в новом составе парламента выполнять роль «горлопана-крикуна»?

Ряд требований предъявляется к избирательной кампании. В частности, требуется, чтобы «...закон и государственная политика допускали проведение политической кампании в атмосфере свобод и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не удерживали бы партии и кандидатов от свободного изложения своих взглядов и оценок, а также не мешали бы избирателям знакомиться с ними и обсуждать их или голосовать свободно, не опасаясь насилия...».

Понятное дело, что такой атмосферы в ходе избирательной кампании в Беларуси не наблюдается. Без разрешения властей нельзя провести даже встречи с избирателями, не говоря уже о доступе к государственным СМИ.

Что касается финансирования выборов, то Копенгагенский документ предполагает оказание государством финансовой поддержки кандидатам, а также политическим партиям и их избирательным кампаниям «на основе равенства и объективных критериев». При этом могут вводиться запреты или ограничения на оказание финансовой и иной материальной поддержки из определенных источников, например, от иностранных граждан и организаций.

В указанном документе обращается внимание на процесс голосования и подведения итогов выборов. В частности, говорится: «подсчет голосов и определение результатов голосования должно представлять собой прозрачный процесс, открытый для наблюдения представителями участников выборов, а также другими наблюдателями».

А что у нас? Сиди тихо и не дергайся, а то выведут под руки как нарушителя общественного порядка. С итоговым документом можно познакомиться лишь спустя несколько часов после голосования.

Предметом особого внимания является вопрос о жалобах и апелляциях. Все участники выборов, включая обычных избирателей, должны иметь возможность подавать жалобы, касающиеся всех аспектов проведения выборов, и подавать апелляции в судебные инстанции. Причем, процесс рассмотрения жалоб и апелляций должен быть доступным и прозрачным.

Краткий экскурс основных правил выборов позволяет утверждать, что они не выполняются при проведении избирательных кампаний в Беларуси. Не случайно,ни одни выборы, начиная с президентских выборов 2001 года, не были признаны по линии ОБСЕ.

 

Что можно предпринять?

Предполагая, что назначенные на ноябрь 2019 г. выборы ничем не будут отличаться от предыдущих и не приведут к формированию легитимного парламента, можно лишь взирать на этот избирательный фарс.

Правда, можно что-то делать, например, организовать наблюдение за ходом выборов, особенно в период досрочного голосования. Желающие «покачать мускулами» могут потусоваться в качестве кандидатов в депутаты. Можно организовать считалку в виде процедуры праймериз (внутрипартийных выборов).

Очевидно, что действующая власть попытается ввести белорусское общество и международную общественность в заблуждение относительно выборов. Кандидатам в депутаты, а также кандидатам в члены Совета Республики, отобранным для участия в избирательном процессе, будет предложено сыграть роли. Потом они займут указанные им места, будут получать немалое вознаграждение.

В результате имитируемой им деятельности будут приниматься подготовленные для них законопроекты, которые после процедуры утверждения будут претворяться в жизнь, вызывая определенные последствия.

Весьма вероятно, что когда-то этой незаконной деятельности будет дана надлежащая юридическая оценка, что станет закономерным результатом игры без правил.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».