Без инвестиций. Как государство собирается сокращать долги

Власти Беларуси готовят новую программу управления госфинансами — и планируют снижение госдолга.

Госдолг Беларуси составляет 35% ВВП страны. Инвестиции в страну не приходят а без них белорусской казне все сложнее платить по счетам.

Новый проект программы управления госфинансами предусматривает снижение уровня долговой нагрузки на экономику. Документ обсуждался на заседании президиума Совмина на прошлой неделе.

 

Жить по средствам: казенными деньгами нельзя рисковать

Вот уже более пяти лет Беларуси ежегодно приходится направлять на погашение и обслуживание госдолга свыше 3 млрд долларов. Чтобы своевременно погашать основной долг, страна привлекает новые заимствования, а обслуживание госдолга (выплата процентов) ложится на бюджет.

Высокие платежи по госдолгу ограничивают возможности государства финансировать иные расходы — в частности, связанные с оплатой труда работников бюджетной сферы.

По данным Комитета госконтроля, в 2017-2018 годах на обслуживание госдолга ежегодно уходило около 11% расходов республиканского бюджета — то есть каждый девятый рубль из общегосударственной казны. Это примерно столько же, сколько государство тратит в год на судебную власть, пра­воохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

В будущем году высокая долговая нагрузка на бюджет сохранится. По сведениям Naviny.by, в 2020-м на обслуживание госдолга казна должна будет направить 2,87 млрд рублей. Расходы республиканского бюджета в будущем году запланированы на уровне 25,4 млрд рублей.

А ведь помимо выплаты процентов государство должно будет еще направить 5,98 млрд рублей на погашение основного долга. Эти обязательства планируется на три четверти рефинансировать за счет новых заимствований — то есть Беларусь снова будет брать кредиты на выплату прошлых кредитов.

Учитывая высокий уровень долговой нагрузки, государство собирается принять превентивные меры, чтобы госдолг не увеличивался в будущем, а в идеале — снижался.

«По госдолгу основной посыл – чтобы мы его не наращивали, поэтому мы предусматриваем ряд параметров, которые будут вести к планомерному его снижению», — сказал первый замминистра финансов Юрий Селиверстов, комментируя на прошлой неделе журналистам проект программы управления госфинансами до 2025 года.

По сведениям Naviny.by, некоторые меры для недопущения роста госдолга Минфин включил в проект госбюджета на будущий год.

В частности, ужесточены лимиты по величине внутреннего и внешнего госдолга. Если на 2019 год установлен лимит по внешнему и внутреннему госдолгу на уровне 21 млрд долларов и 10 млрд рублей соответственно, то на 2020 год —  20,5 млрд долларов и 9,5 млрд рублей. На 1 июля 2019 года внешний госдолг составлял около 16,7 млрд долларов, а внутренний — порядка 9 млрд рублей. И тот, и другой в совокупности составляет 35% ВВП.

Некоторые дополнительные меры для недопущения роста госдолга раскрыл замминистра финансов Андрей Белковец в своей статье «Жить по средствам» для журнала «Финансы, учет, аудит», издаваемого Минфином.

Проект программы управления госфинансами до 2025 года, отметил он, предполагает, что не менее 25% платежей по госдолгу страна должна будет покрывать за счет недолговых источников.

«Предусмотрен отдельный пункт, касающийся сокращения внешнего госдолга и повышения эффективности управления им», — подчеркнул Андрей Белковец.

В частности, он обратил внимание, что Минфин «отходит от практики поддержки коммерческих инвестиционных проектов» за счет внешних госзаймов:

«Отныне все коммерческое финансирование за счет внешних займов будет осуществляться коммерческими банками. Полагаем, у них больше возможностей оценить реалистичность и окупаемость бизнес-планов, а также имеется лучший инструментарий для последующей работы с просроченными платежами».

Таким образом, Минфин не готов больше рисковать казенными деньгами, выдавая, как было ранее, госгарантии предприятиям на привлечение внешних займов.

 

Будет ли госдолг снижаться?

Учитывая, что Минфин не намерен выдавать госгарантии для привлечения внешних займов для реализации коммерческих проектов, планируется сокращение лимита гарантированного долга. В частности, в 2020 году лимит внешнего госдолга, гарантированного правительством, Минфин планирует уменьшить с 3 до 2,7 млрд долларов, а лимит гарантированного внутреннего госдолга — с 3,1 млрд до 2,9 млрд рублей.

«Уменьшать долг, гарантированный государством, реально можно было в случае привлечения в страну в больших объемах прямых иностранных инвестиций. В этом случае внешние кредиты удалось бы заместить инвестициями. Проблема в том, что значимого притока прямых иностранных инвестиций ни с Востока, ни с Запада мы пока не видим», — отметил в комментарии БелаПАН кандидат экономических наук Георгий Гриц.

По его мнению, в этих условий полностью отказаться от выдачи предприятиям госгарантий для привлечения внешнего финансирования неправильно:

«Оставить крупнейшие промышленные предприятия без господдержки — это путь в никуда. В России никто не собирается уходить от господдержки промсектора. Если у нас государство не будет предоставлять господдержку предприятиям, они окажутся неконкурентоспособными на российском рынке».

При этом он убежден, что для недопущения фискальных рисков должен быть внедрен аудит за эффективностью использования финансирования, выделяемого под гарантии правительства:

«Такого, как раньше, когда по долгам предприятий приходилось расплачиваться бюджету, быть не должно. Поэтому с этой точки зрения шаги правительства, направленные на снижение фискальных рисков и недопущение роста госдолга можно поддержать».

Наращивать госдолг Беларуси нежелательно, соглашается старший аналитик Forex Club Валерий Полховский:

«Суммы, которые направляет ежегодно государство на выплаты по госдолгу, уже сейчас являются весьма значительными. Поэтому желательно, чтобы доля расходов бюджета на обслуживание госдолга, которая сейчас составляет около 11%, не росла. В противном случае повышать зарплаты бюджетникам, которые все еще остаются небольшими, вряд ли удастся в будущем».

Он обратил внимание на то, что нынешний высокий уровень платежей по госдолгу — в том числе следствие неэффективного использования средств, которые заимствовало ранее государство.

К слову, премьер-министр Сергей Румас год назад, выступая в Палате представителей, отмечал, что в структуре госдолга 45% приходится на связанные заимствования.

«В большинстве своем эти ресурсы привлекались под реализацию коммерческих проектов. По разным причинам эти проекты оказались не столь успешными и сегодня государство вынуждено гасить долги за предприятия, хотя в первоначальных бизнес-планах эти расходы бюджета не были предусмотрены», — рассказывал тогда белорусский премьер.

Чтобы такие кейсы не повторялись, государство и хочет отказаться от выдачи госгарантий для финансирования госпредприятий, считает Полховский.

«Судя по заявлениям правительства, у властей существует неудовлетворенность эффективностью тех инвестпроектов, которые финансировались за счет кредитов, гарантированных государством. Поэтому власти хотят отойти от былой практики», — полагает Валерий Полховский.

По его мнению, озвученные шаги правительства, заложенные в проекте программы управления госфинансами до 2025 года, позволят не допустить рост госдолга:

«Что касается снижения уровня госдолга по отношений к ВВП с нынешних 35% до 25% в 2025 году, как планируют власти, то это возможно только в случае ускорения темпов экономического роста. Если этого не произойдет, вряд ли уровень госдолга снизиться в ближайшие пять-шесть лет».