Революция в сфере лицензирования отложена на осень 2020 года

Лицензирование в Беларуси будет системно урегулировано, для чего планируется разработать отдельный закон. Его должны внести в парламент в октябре 2020 года. Необходимость такого документа прописана в недавнем указе президента «О совершенствовании лицензирования».

Фото pixabay.com

 

Кому и как выдают лицензию?

Процедура лицензирования была задумана в Беларуси с благой целью: «В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды…» (цитата из декрета № 17 от 14 июля 2003 года).

Под лицензирование в нашей стране подпадает несколько десятков видов деятельности. Перечень вышел внушительный — он приведен в указе № 450 от 1 сентября 2010 года. Лицензионные виды деятельности здесь расположены строго по алфавиту: от буквы «А» (адвокатская деятельность) до «Ф» (фармацевтическая деятельность).

Работать без лицензии в тех сферах, где она требуется, в Беларуси нельзя.

Справка. Максимальная административная ответственность по статье 12.7 КоАП за работу без лицензии, когда она обязательно требуется, либо за нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в лицензии:

- для индивидуального предпринимателя — штраф до 200 базовых величин (до 5100 рублей) с конфискацией дохода, а также лишение права заниматься определенной деятельностью;

- для организации — штраф до 500 базовых величин (до 12750 рублей) с конфискацией дохода.

Максимальная уголовная ответственность по статье 233 УК за предпринимательскую деятельность без лицензии, когда она обязательно требуется, сопряженную с получением дохода в крупном размере (в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, то есть от 25 500 рублей) — до двух лет лишения свободы.

Сама процедура обращения за лицензией прописана четко. Получить ее можно в течение 15 рабочих дней со дня обращения. Правда, этот срок может быть продлен еще на 10 дней, если лицензирующему органу понадобится провести оценку и экспертизу.

Чиновникам велено не требовать от соискателей документы и информацию, которые не предусмотрены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности (оно утверждено указом № 450).

Процедура лицензирования в Беларуси не электронная. И поэтому никак нельзя обойтись без «вечной» папки-скоросшивателя, которую соискатель лицензии покупает за свой счет и в которую аккуратно складывает все документы для получения лицензии.

В силе остаются и грозные предупреждения, как например, это:

«В случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений либо представления не всех документов, либо непредъявления (непредставления) соответствующего документа, предусмотренных законодательством, лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению».

 

Нужен новый закон, говорит новый указ

2 сентября 2019 года президент подписал указ № 326 «О совершенствовании лицензирования».

Как сказано в официальном комментарии, новый документ направлен на то, чтобы «устранить избыточное регулирование в сфере лицензирования и упростить требования, предъявляемые к лицензиатам».

Указ № 326 «раздает» множество поручений различным министерствам и ведомствам и устанавливает сроки, в которые их нужно выполнить.

Так, до 1 июля 2020 года правительству поручено определить, как будет формироваться и функционировать Единый реестр лицензий.

В этот реестр, как предполагается, будут включены сведения о лицензиях, действующих на 1 июля 2020 года, а также обо всех выдаваемых лицензиях. Обратившись к реестру через портал ОАИС, станет возможным подтвердить наличие лицензии.

Будут ли взиматься деньги за эти «обращения» и «подтверждения», в указе № 326 ничего не сказано.

Но самое главное, до 1 октября 2020 года правительству поручено разработать с привлечением представителей бизнеса и ученых из Национальной академии наук, провести публичное обсуждение и внести в парламент проект закона о лицензировании.

Таким образом, новый указ предполагает, что в дальнейшем лицензирование системно урегулирует отдельный закон, который будет обсуждаться открыто и в котором будет учтено мнение предпринимателей.

В этом законе, как отмечено в указе № 326, должны быть в том числе пересмотрены грубые нарушения законодательства о лицензировании (сейчас у каждого вида лицензируемой деятельности они свои).

Также в нем должно быть закреплено положение о том, что с соискателей лицензий и лицензиатов недопустимо взимать плату за осуществление лицензирования, за исключением уплаты госпошлины, а также расходов, связанных с проведением экспертизы.

Справка. Сегодня госпошлина за выдачу лицензии составляет 10 базовых величин (255 рублей), а за внесение изменений и (или) дополнений в лицензию — 5 базовых величин (127,5 рубля).

При этом за выдачу лицензии на банковскую деятельность госпошлина составляет 2200 базовых величин (56 100 рублей), на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий — 1300 базовых величин (33 150 рублей), на игорный бизнес — 500 базовых величин (12 750 рублей), на розничную торговлю алкоголем и (или) табаком — 38 базовых величин (969 рублей).

Между тем реальные расходы на получение лицензии по некоторым из лицензируемых видов деятельности (например, по строительству) многократно превышают размер госпошлины за ее выдачу.

Некоторые бизнесмены предпочитают обращаться к юристам за помощью в получении лицензии, чтобы избежать ошибок. Этот пакет услуг разнится в цене в зависимости от вида деятельности, на которую нужно получать лицензию.

Так, за помощь в получении лицензии на розничную торговлю через павильон (когда павильон расположен на рынке, в выставочном центре или ином большом торговом объекте) юристы берут в среднем от 150 долларов (в эквиваленте), лицензии на розничную торговлю через магазин — от 280 долларов, лицензии на общественное питание (ресторан, кафе, столовая, бар) — от 700 долларов, лицензии на перевозки грузов и пассажиров — от 270 долларов, лицензии на медицинскую деятельность — от 550 долларов.

 

Документ «на позитиве»

В связи с изданием указа № 326 «О совершенствовании лицензирования» мгновенной революции в сфере лицензирования не произошло (совершенствование — процесс длительный), вместе с тем документ содержит, помимо прочего, три четких решения.

Во-первых, с 1 октября 2019 года он отменил лицензирование 7 видов деятельности:

- диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных;

- охраны юридическим лицом своих работников и имущества;

- патологоанатомической диагностики;

- торговли средствами противопожарной защиты;

- оптовой и розничной торговли мазутом и нефтебитумом;

- хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней;

- трансляции телевизионных программ и эфирной трансляции звуковых программ.

Во-вторых, указ № 326 разрешил работать в частных клиниках медикам с любой категорией и снизил необходимый стаж.

В-третьих, фактически запретил приостанавливать и прекращать действие лицензии за незначительные и формальные нарушения.