Глава миссии наблюдателей БДИПЧ: каждую кампанию мы рассматриваем как уникальную

Подсчет голосов наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ будут отслеживать с особым вниманием.

Традиционно миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ проводит наблюдение за выборами в Беларуси.

Глава нынешней миссии по наблюдению за выборами в парламент Кориэн Йонкер в интервью БелаПАН рассказала, чем занимаются наблюдатели до дня голосования и какими принципами руководствуются при оценке избирательной кампании в Беларуси.

— Наблюдательная миссия БДИПЧ приступила к работе в Беларуси 15 октября. Какие ваши первые впечатления от работы здесь?

— Да, действительно, мы начали свою работу с пресс-конференции 15 октября. И с того момента основная команда миссии, состоящая из различных экспертов, приступила к работе в Беларуси. У нас работают специалисты по политическим и правовым вопросам, избирательному процессу и СМИ. Эта команда работает в Минске. На этой неделе мы также развернули и долгосрочное наблюдение — 30 долгосрочных наблюдателей разъехались по регионам Беларуси.

Ближе к дню голосования в Беларусь приедут до 400 краткосрочных наблюдателей, которые будут следить за досрочным голосованием, за ходом избирательного процесса в день выборов, за подсчетом и сведением голосов. Таким образом мы наблюдаем за ситуацией до, во время и после выборов.

— Расскажите о принципах работы наблюдательной миссии. На что обращаете внимание, на основании чего даете оценку избирательной кампании?

— Это важный вопрос, потому что существуют разные методологии оценки выборов. Та, которую используем мы, базируется на стандартах ОБСЕ. Мы оцениваем соответствие выборов международным стандартам — это стандарты, прописанные в Документе Копенгагенского совещания ОБСЕ 1990 года, Международном пакте о гражданских и политических правах, Своде рекомендуемых норм при проведении выборов Венской Комиссии.

Беларусь является членом ОБСЕ. Становясь членом ОБСЕ, каждое государство обязуется соблюдать эти стандарты. Важно сказать, что все 57 членов ОБСЕ подписались под принципами Организации. Важно, что каждые выборы мы оцениваем вне зависимости от того, как прошли предыдущие, мы не сравниваем выборы в разных странах. Но каждая избирательная кампания оценивается по одним и тем же принципам.

— Во время прошлой избирательной кампании возглавлявший тогда миссию наблюдателей от СНГ Сергей Лебедев предлагал выработать общие принципы обеих миссий для оценки выборов. Насколько такое предложение актуально для ОБСЕ? Сейчас миссия СНГ предлагала вам такое?

— Пока мы не получали такого предложения. Но я могу понять, почему оно было сделано тогда. Как я уже говорила, разные наблюдатели используют разные подходы и критерии к оценке выборов — и выводы могут быть разные, что путает граждан или другие институты в стране. И если будет совместная методология, то некоторые разногласия и расхождения будут устранены.

Но я еще раз хочу подчеркнуть, что мы ориентируемся на принципы ОБСЕ — международно признанные принципы. Какая-то новая методология может идти вразрез с этими принципами.

И я снова напомню, что государства, присоединившиеся к ОБСЕ, делали это на добровольной основе, добровольно подписались под этими стандартами. Это сделали даже те государства, которые одновременно являются членами СНГ.

— С кем вы уже успели встретиться за время работы в Беларуси? И что обсуждали на этих встречах?

— Когда я объясняю, чем мы занимаемся, то говорю, что мы стараемся видеть ситуацию целиком, на 360 градусов. Что это значит? Это значит, что мы стараемся поговорить с как можно большим количеством участников процесса, посмотреть на ситуацию со всех возможных точек зрения, встретиться с представителями различных организаций. Это позволяет нам получить общую картину того, что происходит в стране.

Мы уже встретились с представителями различных партий, членами избирательных комиссий на разных уровнях, неправительственными организациями, самими кандидатами, представителями СМИ. Мы также присутствовали на заседаниях суда, где рассматривались жалобы на отказ в регистрации кандидатами в депутаты. Очень много было встреч за короткий промежуток времени.

Но кроме таких встреч, ведется еще и большая бумажная работа — мы проводим много времени, анализируя законодательство, реализованы ли полностью или частично предыдущие рекомендации, мониторим медиа, как они освещают избирательную кампанию, есть ли у всех кандидатов равные возможности для высказывания своих взглядов.

— Традиционно белорусские правозащитники и коалиция демсил проводят свои кампании по наблюдению за выборами — это «Правозащитники за свободные выборы» и «Право выбора». Встречались ли вы уже с их представителями? В своей работе миссия БДИПЧ использует как-то те выводы и отчеты, которые готовятся этими кампаниями?

— Мы очень ценим наличие местных наблюдательных кампаний. Прозрачность избирательного процесса — один из важнейших демократических принципов. Мы получаем их отчеты и читаем их. Но тут я снова вернусь к вопросу методологии, принципов и стандартов — местные наблюдатели могут руководствоваться своими собственными критериями оценки. Наша же миссия строго руководствуется принципами ОБСЕ в оценке выборов.

— По итогам наблюдения за прошлыми избирательными кампаниями БДИПЧ ОБСЕ делало ряд рекомендаций Беларуси о том, как улучшить избирательное законодательство. Подавляющее большинство этих рекомендаций не было выполнено. Невыполнение этих рекомендаций как-то влияет или затрудняет работу нынешней миссии?

— Невыполнение рекомендаций не затрудняет нашу работу. Но в то же время возвращение снова и снова к одним и тем же проблемам и рекомендациям по их решению это не то, чего бы нам очень хотелось, но если придется, мы сделаем это снова.

Рекомендации дают для того, чтобы помочь развивать демократические принципы в стране, но мы не можем силой заставлять их выполнять.

БДИПЧ всегда открыто к диалогу. Мы всегда готовы после выборов оказать содействие властям по выполнению наших рекомендаций. Но мы не можем принудить власти это делать.

— Одним из камней преткновения при оценке выборов в Беларуси и наиболее критикуемым моментов является процесс подсчета голосов — у наблюдателей нет возможности стоять у стола и следить, как считается каждый бюллетень. Обсуждала ли нынешняя миссию эту проблему с представителями власти? Какой ответ был получен?

— Подсчет голосов упоминался некоторыми участниками избирательного процесса, и для них это может стать потенциально чувствительным аспектом дня выборов. Краткосрочные наблюдатели стандартно уделяют внимание наблюдению за подсчетом голосов. Я уверена, что после дня голосования у нас будет четкая и объективная оценка этого процесса.

Вы должны понимать, что наблюдательная миссия находится здесь исключительно для того, чтобы наблюдать. Мы не выступаем в роли полицейских и не вмешиваемся в процесс. Только после завершения выборов и публикации нашего отчета о том, что мы наблюдали, мы можем вступать в какие-то дискуссии, вести дальнейший диалог.

— Но если опять повторится ситуация, когда наблюдатели не смогут отследить подсчет голосов, будет ли это означать, что выборы в Беларуси вновь не соответствовали стандартам ОБСЕ?

— Мы должны подождать и посмотреть, как все пойдет. Сейчас пока слишком рано делать какие-то выводы. Но я вновь повторю, что прозрачность процесса подсчета голосов лежит в основе демократических принципов. Подсчет голосов — это тот момент выборов, который мы будем отслеживать с особым вниманием.

Нам очень важно подготовить непредвзятый, объективный и полный доклад о том, что мы видели в ходе избирательной кампании. Мы подходим к этому отчету без каких-либо предубеждений, иначе мы подорвем независимость нашего наблюдения и отчета.

— Вы ранее упомянули мониторинг СМИ, который проводит миссия. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

— Я целиком понимаю ваше любопытство о том, какие выводы миссия делает по тем или иным вопросам. (смеется) Но и по поводу мониторинга СМИ я пока могу только сказать, что все наши выводы будут опубликованы после дня голосования. Предварительные выводы мы озвучим на следующий день после выборов, а итоги мониторинга СМИ будут включены в наш итоговый отчет, который традиционно публикуется приблизительно спустя 8 недель после завершения выборов.

Пока могу сказать о тех принципах, по которым мы проводим медиамониторинг. Мы мониторим шесть телеканалов, три радиостанции, пять газет и четыре онлайн-издания. Мы отслеживаем, как ведутся кампании различных кандидатов, соблюдается ли их право на равный доступ к СМИ, право на свободу выражения и свободу собраний. Оцениваем, как это прописано в законах и как это применяется на практике. Анализ проводится как качественный, так и количественный. Поэтому важно не только, что все получили, например, доступ к СМИ, но и чтобы у них было равное время.

Наши долгосрочные наблюдатели в регионах будут посещать разные мероприятия с участием кандидатов, а также будут следить за тем, чтобы не было нарушений при проведении массовых мероприятий.

— Есть ли у вас опыт наблюдения за выборами в других странах? Если да, то насколько отличаются избирательные кампании в Беларуси и других странах?

У меня за плечами двадцатилетняя политическая карьера. Я участвовала в организации как своих собственных избирательных кампаний, так и кампаний для своей партии. Я также была членом Парламентской ассамблеи Совета Европы, где впервые начала участвовать в наблюдении за выборами. С 2010 года я начала работать с БДИПЧ и регулярно, в среднем раз в год, работаю в наблюдательных миссиях в разных странах — Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Азербайджане, балканских странах.

Могу сказать, что в разных странах избирательные кампании проходят по-разному. Но в то же время для нас, как наблюдательной миссии, каждая кампания уникальна. Наше твердое правило — не сравнивать разные выборы ни внутри страны, ни между разными странами. И тут я вновь возвращаюсь к международным стандартам, которые мы применяем везде, в том числе и в Беларуси.