Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Опасности интеграции. Выход есть!

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Достаточно долго (с 27 октября с.г.) первое место в рубрике «Мнение» удерживала статья под названием «Открытое письмо Владимиру Макею». Это письмо прочитали свыше 8,8 тысячи пользователей сайта. Я тоже прочитал, два раза. И захотелось ответить автору — философу Владимиру Мацкевичу, переведя рассуждения на юридический язык.

 

Договор как проблема

Письмо министру иностранных дел Беларуси В.В. Макею философ В.В. Мацкевич написал не для того, чтобы показать зеркальное совпадение в инициалах (В.В.М.), а для того, чтобы выразить обеспокоенность опасной по своим последствиям интеграцией нашей страны с соседним государством.

Не случайно в качестве отправной точки своего письма Мацкевич взял слова министра Макея о праве общества «…поднять вопрос и поставить его перед руководством государства».

Мацкевич такой вопрос поднял, но он до сих пор «стоит». Поэтому беру на себя смелость высказать мнение по этому вопросу и прервать затянувшуюся паузу.

Во-первых, следует отметить, что в белорусском обществе растет обеспокоенность в связи с углублением интеграции в рамках так называемого «союзного государства». Об этом может свидетельствовать число подписантов петиции с требованием о денонсации «договора», а также пикеты общественных активистов перед зданием российского посольства. Еще одно подтверждение — создание кампании «Свежий ветер», которая бьет тревогу по поводу возможного аншлюса двух государств.

Во-вторых, как юрист и как судья Конституционного суда я высказывал свою позицию относительно конституционности Договора о создании союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г. («Союзный договор может завершиться аншлюсом»).

Считаю необходимым повторить: «интеграционные игры» с кремлевским руководством в рамках сепаратных переговоров ни к чему хорошему не приведут. Договор с Россией — это мышеловка, из которой «мышке» (в такой роли выступает Республика Беларусь) выбраться будет практически невозможно.

В-третьих, я разделяю мнение Мацкевича о желательности диалога власти и общества по поводу интеграционных процессов. При этом «стороны» в диалоге должны иметь равный статус, а достигнутые договоренности должны соблюдаться.

В роли руководителей «сторон» я вижу В.В.М. и В.В.М. Считаю, что при желании они могут найти консенсус. Для этого будет достаточно трех дней. В крайнем случае, можно добавить несколько ночей. Могу также предположить что после «успешных переговоров» В.В. Макей станет следующим президентом Беларуси, а В.В. Мацкевич — новым министром иностранных дел.

Однако очевидно, что такой диалог в короткой перспективе маловероятен. Не для того власти скрывают содержание будущих договоренностей с Москвой, чтобы сделать их достоянием общественности и поставить на них «крест». Макей до сих пор не только не ответил на письмо философа, но даже не подписался в аккаунте кампании «Свежий ветер» за независимость Беларуси.

 

Новый Конгресс

Если быть реалистом, то до 8 декабря (даты Х) еще можно что-то сделать. В частности, провести новый Конгресс за независимость Беларуси.

Следует напомнить, что предыдущий Конгресс за независимость прошел в Минске 21 декабря 2014 г. Причиной его послужили агрессивные действия России в отношении Украины, а также предстоящее вхождение Беларуси в новое межгосударственное объединение — ЕАЭС (Евразийский экономический союз).

Инициаторами созыва Конгресса выступила группа белорусской интеллигенции. Среди них: Елена Анисим, Олег Трусов, Радим Горецкий, Леонид Дейко, Владимир Колос, Алексей Марочкин, Владимир Орлов, Антон Жилко, автор статьи и др.

Участниками Конгресса стало около 100 человек. В основном, это были представители ТБМ, БНФ, ОГП, БСДП (Грамада), некоторых других организаций. Однако большинство политических партий и движений воздержались от участия в Конгрессе.

На Конгрессе был принят Манифест в защиту независимости Беларуси. В нем обращалось внимание на угрозу суверенитету страны в связи с созданием «союзного государства», а также заключением договора о ЕАЭС. Участники Конгресса заявили, что «Беларусь — гэта наш дом, які мы атрымалі ў спадчыну ад продкаў і павінны захаваць для нашчадкаў”.

В Манифесте отмечалось, что Республика Беларусь была и остается суверенной, нейтральной и безъядерной страной. Участники призвали политические партии, общественные объединения и движения, патриотически настроенных граждан поддержать Манифест и включиться в общенациональную кампанию по защите независимости Республики Беларусь.

Предполагалось, что Конгресс будет работать в виде постоянной общественно-политической площадки, а на его заседаниях будут обсуждаться наиболее актуальные проблемы белорусского общества.

Такой площадкой стал офис ТБМ. В течение 2015 г. прошло несколько заседаний Конгресса. Они были посвящены экономической ситуации в стране, системе образования, развитию белорусской культуры. Параллельно собирались подписи в поддержку Манифеста (предполагалось собрать 1 миллион подписей). Однако эта задача оказалась непосильной для членов Совета. Постепенно энтузиазм иссяк, и кампания прекратилась.

Тем не менее, в новых условиях члены кампании «Свежий ветер» вкупе с другими организациями могут провести новый Конгресс. Причем, сделать это следует до подписания договоренностей в Кремле.

 

Референдум неизбежен

Вопрос о возможном референдуме не снимается с повестки дня. Власти могут его актуализировать в любой удобный момент. Например, он может пройти весной следующего года, когда на высшем уровне будут урегулированы вопросы интеграции с Россией и появится какая-то определенность в экономическом и политическом развитии страны.

Нельзя исключить, что предметом обсуждения на референдуме станет так называемый конституционный акт союзного государства. Тогда появится необходимость скорректировать ряд положений в действующей Конституции Республики Беларусь.

Вполне возможно, что власти решатся провести изменения в форме правления Беларуси. Например, часть полномочий президента передать парламенту и правительству, а выборы президента «доверить» парламенту. С учетом того, что поправок в Конституцию будет много, то они могут считаться новой редакцией Конституцией. Значит, отсчет полномочий президента может начинаться с «нуля».

Новая редакция Конституции может быть представлена на референдум в виде одного вопроса: «Одобряете ли вы новый проект Конституции с целью более демократичного характера государственной власти?». Ответы «за» и «против» опять поручат посчитать тем же комиссиям по выборам и проведению референдума.

Такой вариант «конституционной реформы» нельзя исключить и к нему надо готовиться. Способом легальной защиты суверенитета и конституционной законности в стране может стать сбор подписей под петицией «ЗА независимость». Эти же подписи можно использовать и для проведения «народного» референдума (правда, их надо собирать на специальных подписных листах, которые должна выдавать Центральная избирательная комиссия членам инициативной группы, выступающей за проведение референдума).

Сбор подписей под насущными вопросами, которые накопились за последние два десятка лет, может объединить нацию (народ) и предотвратить инкорпорацию Беларуси в состав Российской Федерации в виде государства протектората.

На мой взгляд, на референдум могут быть вынесены следующие вопросы:

1) выступаете ли вы за суверенитет Беларуси?

2) согласны ли вы войти в Совет Европы как европейскую семью народов?

3) признаете ли вы действие Конституции 1994 года?

4) считаете ли вы целесообразным упразднение должности президента страны?

5) выступаете ли вы за восстановление в качестве парламента страны Верховного Совета Республики Беларусь и избрании его по смешанной избирательной системе?

6) считаете ли вы необходимым возрождение исторических символов белорусского государства в виде герба «Пагоня» и бело-красно-белого флага?

7) выступаете ли вы за поэтапное введение белорусского языка в качестве единственного государственного языка на территории Беларуси?

8) считаете ли вы необходимым продолжение строительства атомной станции в Островце?

9) выступаете ли вы за денонсацию Договора о создании союзного государства Беларуси и России 1999 года?

10) считаете ли вы целесообразным отменить срочную военную службу и перейти к формированию белорусской армии на контрактной основе?

11) поддерживаете ли вы решение об отмене смертной казни в Беларуси?

12) выступаете ли вы за проведение комплексной пенсионной реформы с целью повышения и выравнивания размера пенсий в стране?

Вопросы, предложенные на референдум, можно уточнять и дополнять. Они могут носить рекомендательный характер с тем, чтобы легитимные органы власти могли их конкретизировать и реализовать с учетом имеющихся возможностей.

Кто может заняться сбором подписей и инициированием референдума? На мой взгляд, это могут быть участники нового Конгресса в защиту независимости Беларуси. К ним могут присоединиться и участники предыдущего Конгресса от 21 декабря 2014 г., а также все желающие.

Важно в короткий срок объединиться на основе единой платформы. Слоганом команды могут стать слова: «Незалежнасць», «Беларускасць», «Дзяржаўнасць».

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».