«Шляхам Тызенгаўза». Гродно в поисках своего золотого века
Безвизовому Гродно остро нужны интересные туристические объекты. Такой вскоре может появиться в одном из немногих сохранившихся зданий, построенных при городском старосте Антонии Тизенгаузе.
В западной части Беларуси расширилась безвизовая зона. Развитие туристического Гродно показывает, что безвиз и использование европейского опыта делают свое дело — количество туристов увеличивается на глазах, а в
Большие надежды на безвиз
С 10 ноября ранее существовавшие раздельно безвизовые зоны Бреста и Гродно объединились в одну безвизовую территорию «Брест — Гродно», куда включили еще пять районов Гродненской области: Берестовицкий, Волковысский, Вороновский, Лидский и Щучинский. В этом регионе срок безвизового пребывания туристов увеличился до 15 суток для граждан 73 государств.
В Гродно на расширение безвиза возлагают большие надежды, говорит заместитель председателя Республиканского туристско-спортивного союза Сергей Коледа, который является также координатором проекта «Шляхам Тызенгаўза» (Программа трансграничного сотрудничества (ТГС)
«Четыре года назад, когда мы писали проект «Шляхам Тызенгаўза», не было безвиза, и в части туризма все было достаточно грустно. Когда появилась возможность посещать наш
Возможность без визы посещать Гродно и окрестности иностранцы получили в октябре 2016 года, с тех пор в Гродно по безвизу приехали около 250 тысяч человек из 37 стран.
Сергей Коледа говорит, что в плане туристической привлекательности для Гродно важно, чтобы сохранялась память о людях, которые здесь жили. На продвижение культурно-исторического наследия Гродно и польской Соколки как раз и рассчитан проект «Шляхам Тызенгаўза», финансируемый Европейским союзом.
В рамках проекта планируется создание велосипедной дорожки между Соколкой и Гродно общей протяженностью около 59 км (33 км пройдет по Беларуси). За счет средств
Наконец, проектом предусматривается реконструкция и меблировка двух исторических зданий — в Соколке и Гродно.
Общий бюджет проекта: 2 139 254 евро, из которых финансирование Европейского союза — 1 925 329 евро.
Почему Тизенгауз?
Сергей Коледа говорит, что лучшее место, где можно понять, кто такой Антоний Тизенгауз и почему это имя может стать магнитом для туристов и жителей Гродно, надо искать в Городнице — районе
Сергей Коледа показывает на каменный фасад так называемого «дома мастера» или «босняцкого дома» — типовой жилой дом времен застройки Городницы в 1760-е годы. Говорит, что использовалась хитрость — дома на самом деле деревянные. Было их на улице Раскоша два десятка — по десять с каждой стороны, но остался один, где и размещается музей истории Городницы, посвященный реформаторской деятельности в Гродно надворного подскарбия Великого Княжества Литовского Антония Тизенгауза (1733-1785).
Заведующая отделом народного творчества музея Городница Светлана Чушинская рассказала, что именно Тизенгауз основал в 17-м веке Городницу, пригласив для этого итальянских архитекторов Мезера и Сакко.
С Мезером случился конфуз — холостой Тизенгауз начал ухаживать за женой архитектора, муж ее возмутился и в одну ночь уехал из Гродно без предупреждения, забрав супругу с собой. А вот в знак уважения к архитектору Джузеппе де Сакко, который сделал основную работу по созданию Городницы, в центре
«Князь Антоний Тизенгауз — реформатор и финансист, политический и общественный деятель, меценат, — рассказывает Светлана Чушинская. — Тизенгауз получил образование в Вильне, служил как литовский конюший, надворный подскарбий, был гродненским старостой при Станиславе Понятовском. Городница — это не только дома, но преобразования. Он открыл театральную, музыкальную, строительную школы. При Тизенгаузе в
При этом, добавляет Сергей Коледа, были и орудийные мануфактуры, доля которых в общем числе была чуть ли не преобладающей: «Готовились к войне с русскими, немцами и австрийцами».
Тизенгауз не был гродненцем, а был представителем старинного немецкого рода, говорит Светлана Чушинская: «У него были регалии, должность, деньги, а он посвящает Гродно все свое свободное время. У него не было семьи и детей, фактически Гродно становится целью его жизни в молодые годы. Он строит в Гродно для себя дворец, теперь на его месте горит вечный огонь, а здание было разрушено в годы Первой мировой войны. Тизенгауз был подвижником, однако преобразования проводил в долг — кредит был взят в Голландии, вовремя отдать все деньги не сумел. И его изгнали из
Теперь именем Тизенгауза названа площадь в центре Гродно, а в Фарном костеле есть памятник старосте. К слову, именно там, говорит Сергей Коледа, Тизенгауз и спасся, когда за ним гнались, покушаясь на его жизнь.
Тизенгауз очень тяжело переживал изгнание, страдал меланхолией и умер в возрасте 52 лет.
«Крыша есть, только работай»
Здание, которое будет реконструировано в рамках проекта «Шляхам Тызенгаўза», — одно из оставшихся восьми периода его реформаторской деятельности в Гродно. А было их более восьмидесяти.
Строение находится на площади Тизенгауза.
«Это здание могло исчезнуть, — говорит Сергей Коледа, — планировалось под снос, но спасло его то, что там размещался государственный архив. Пять лет назад архив переехал в новое современное здание. Как раз в 2016 году ввели безвизовый режим, и в
Внешне здание останется в том же виде, что и сейчас, а вот внутри будет реконструировано.
Руководитель проекта реконструкции Александр Чепонис показывает здание, где только-только начались работы:
«Строению почти 250 лет. Из практики реконструкции исторических зданий при демонтаже стен и полов часто случаются сюрпризы, ведь такие здания всегда загадка. Мы работаем два дня, пока из неожиданностей нашли только камыш на потолке».
Камыш, отслуживший 250 лет, в очень хорошем состоянии. Планируется, рассказал Сергей Коляда, что после реконструкции какая-то часть аутентичного потолка останется, чтобы люди могли увидеть, какой была кровля два с половиной столетия назад.
Самой большой проблемой на сегодняшний день строителям кажется гидроизоляция подвального этажа, которая находится в плачевном состоянии. Как поведут себя при демонтаже стены и подвал, никто не знает.
Александр Чепонис показал, что грибок и сырость достигли половины окна первого этажа. Это значит, что гидроизоляции стен подвального этажа практически отсутствует:
«Вода от осадков и паводка через стены проникает наверх. Есть и хорошее — три года назад при капремонте были усилены перекрытия кровли, прошел ремонт фасадов. Сейчас по проекту кровля будет еще усилена металлическими конструкциями».
Он говорит, что во времена Тизенгауза строили очень хорошо: «Очень впечатляет качество строительства. И это всё при использовании только ручного инструмента. Сейчас так строить может очень небольшое количество мастеров. Дом строился пять лет, теперь бы его возвели при хорошем раскладе за пять месяцев, если бы никто не мешал».
По мнению Чепониса, строение сохранилось в таком приемлемом виде прежде всего потому, что не пустовало: «Здание под крышей, только работай. Планируется, что мы силами максимум сорока человек закончим реконструкцию к концу лета».
По тендеру на реконструкцию здания пойдет 1 млн 380 тысяч рублей, после чего строение перейдет в распоряжение отдела спорта и туризма Гродненского райисполкома.
«Мы понимаем, что этой суммы может и не хватить, если возникнут дополнительные расходы, например, по улучшению гидроизоляции. К тому же у нас есть определенные условия — нельзя трогать фасады, например, утеплять, поэтому гидроизоляцию необходимо делать изнутри. Одним словом, не исключено, что придется искать дополнительное финансирование», — отметил Сергей Коледа.
Что дальше?
Когда здание на площади Тизенгауза, 2 реконструируют, оно начнет выполнять свою основную функцию — отображать золотой век Гродно и привлекать туристов:
«Этот проект, как и любой другой поддерживаемый Европейским cоюзом, рассчитан на перспективу. Строительная часть очень важна, но не менее ценно, что после реконструкции внутри будет музыкальный салон, галерея, кафе и зал для приемов. Напротив как раз музыкальная школа, воспитанники которой смогут у нас выступать. Мы все хотим, чтобы здесь появился дух золотого королевского Гродно. Ведь
Сергей Коледа говорит, что этот
В целом же сейчас в Беларуси в рамках программ трансграничного сотрудничества реализуются различные европейские проекты, которые так или иначе работают на развитие туризма в стране.
Чтобы въезд-выезд был как можно комфортнее, а белорусский закон не нарушался, но повышалась эффективность работы белорусских и польских таможенных служб в предотвращении контрабанды, ЕС поддержал
Туристический потенциал улучшается в рамках проектов «Сохранение и адаптация наследия князей Радзивиллов для туризма в Кедайняе и Несвиже», «Актуализация и восстановление европейского культурного ландшафта на литовско-белорусской границе», «Улучшение дорожной инфраструктуры в Сейненском повяте и Гродненском районе».
Подробнее о них можно прочесть
Фото и видео Сергея Сацюка
Текст создан в рамках информационной кампании