«Мы повышаем вам процент по вкладу!» Пять схем интернет-мошенников

Преступники буквально атаковали белорусских владельцев банковских карт. Naviny.by разбирают конкретные схемы, по которым действуют воры.

Фото pixabay.com

Заявления клиентов белорусских банков, которые потерпели от действий киберпреступников, этой осенью поступают в милицию буквально мешками. По данным Следственного комитета, с начала года пострадало уже почти 6 тысяч белорусов, ущерб превысил 6 млн рублей.

Как не попасться на удочку мошенников, многие из которых используют красивую блесну в виде заманчивых предложений?

Не лишним будет не только соблюдать простые правила безопасности, но и знать конкретные ситуации и схемы, по которым, словно по нотам, работают преступники.

Но перед этим спойлер: белорусские банки никогда не звонят своим клиентам для того, чтобы узнать полный номер карточки, период ее действия, CVC/CVV, пароли от интернет-банка, одноразовый код для подтверждения операций в интернет-банке и м-код.

При необходимости банковский работник может запросить только четыре последних цифры карточки и попросить клиента назвать свою фамилию, имя и отчество. Но такой запрос, как правило, возможен только в том случае, если клиент сам позвонил в банк.

 

► Схема 1

Мошенник звонит клиенту и представляется работником банка. Например, сотрудником службы безопасности.

Затем клиенту сообщают, что по его картам или счетам якобы проводятся мошеннические операции. Для защиты средств их нужно перевести на безопасный счет.

Клиенту могут также сообщить о том, что на его имя будто бы получена заявка на кредит, которую надо подтвердить.

В рамках этой схемы возможны и другие сценарии. К примеру: «На ваш счет ошибочно зачислен перевод, его нужно вернуть».

Причем к телефонному разговору путем переключения звонка могут подключаться другие «сотрудники» банка.

Цель мошенников — убедить человека предоставить данные, которые нужны для регистрации в интернете (мобильном банке) и проведения платежей.

Получив их, мошенник в один миг спишет деньги с вашего счета на свою карту либо счет.

 

► Схема 2

Мошенник обращается к клиенту из аккаунта в социальных сетях, который открыт на имя родственника или знакомого клиента.

Разумеется, аккаунт взломан. А просьба злоумышленника проста: зачислить деньги на карту клиента. Объяснение может быть, к примеру, таким: его карта пока не получена в банке или истек срок ее действия.

Чтобы сделать перевод, мошенник просит сообщить ему полный номер карты, срок ее действия, CVC/CVV и приходящие смс-коды.

С подобных взломанных аккаунтов вам могут поступать также «просьбы» от родственников или знакомых одолжить денег и перевести их на его (мошенника) карту или счет.

 

► Схема 3

Эта схема немного похожа на предыдущую.

Работает она так. Сначала мошенники получают доступ к страницам пользователей в соцсетях. А затем от их лица рассылают сообщения личным контактам с информацией о том, что банк к своему юбилею якобы дарит подарки.

Например, выдает деньги своим клиентам или выплачивает повышенные проценты по остатку на счете.

Чтобы получить подарок, пользователей просят сообщить данные своих платежных карт, сумму остатка денег на счетах, номера мобильных телефонов, привязанных к интернет-банкингу, одноразовые СМС-коды и паспортные данные.

 

► Схема 4

Мошенник обращается к клиенту по поводу покупки вещи, объявление о продаже которой реально размещено клиентом.

Вор предлагает оплатить покупку, зачислив деньги на карту клиента. Для этого он запрашивает следующие данные: полный номер карты, срок ее действия, CVC/CVV и приходящие смс-коды.

Чтобы получить секретные параметры для доступа в интернет-банк, мошенник может дать незадачливому продавцу ссылку на фишинговый сайт для подтверждения того, что перевод получен.

Перейдя по ссылке, человек увидит точную копию страницы для входа в интернет-банк. Ничего не подозревая, он внесет здесь все сведения, которые нужны мошеннику.

 

► Схема 5

Эта схема тоже построена на фишинге, когда клиенту банка предлагается перейти по ссылке на сайт, который внешне неотличим от настоящего.

Таким образом мошенники могут распространять в соцсетях рекламу несуществующей платформы по заработку, которую якобы создал конкретный белорусский банк.

Открыв ссылку, клиенты банка оказываются на поддельном сайте, который для пущей убедительности «испещрен» логотипами банка.

Владельцы ресурса собирают здесь личную информацию людей, которые пожелали воспользоваться услугами платформы, чтобы приумножить свои сбережения. При этом наглые аферисты красиво и энергично объясняют, зачем им нужны персональные данные.

Подобную аферу мошенники не так давно пытались провернуть среди клиентов «Беларусбанка».

 

Помимо того правила, что никто и никогда не должен знать ваши персональные данные, есть два простых совета, как избежать сетей кибермошенников.

Совет первый: если вам звонят из банка и просят сообщить свои данные по карте, ничего им не говорите — просто выслушайте и положите трубку. А затем сами позвоните в контактный центр банка, где вы обслуживаетесь, и все перепроверьте. На всякий случай.

Если такие запросы поступают к вам по электронной почте, то эти письма вообще не стоит открывать и читать, чтобы не «подхватить» вирус. И тем более открывать завлекательные ссылки, которые содержатся в письме.

Совет второй: если вам пишут родственники или знакомые в социальных сетях с просьбой перевести деньги, то сначала свяжитесь с ними по телефону и проверьте, действительно ли это их просьба или же аккаунт был взломан.