Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Зачем учредительное собрание?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

В статье Владимира Мацкевича «Остановить национальное предательство?» опять высказывается идея созыва учредительного собрания как средства решения главных политических и юридических проблем. В этой связи хотелось бы прояснить ответы на вопросы: что это за собрание и для чего оно созывается?

 

Что такое учредительное собрание?

По мнению В.Мацкевича, «…идея учредительного собрания является единственным аргументом против закулисных игр в конституционную реформу» (см.: «Учредительное собрание против инкорпорации в Россию»).

Из письма активистов кампании «Свежий ветер» следует, что они намерены использовать опыт проведения учредительных собраний Франции, когда каждая новая республика начиналась с учредительного собрания. По их расчетам, с 1991 г. в Беларуси уже сменилось три формы республики: первая — с 1991 до  принятия Конституции 1994 гг., вторая — с 1994 до ноябрьского референдума 1996 г.; третья — после референдума 1996 г. — до настоящего времени.

В указанном письме трио активистов (Андрей Егоров, Сергей Бульба, Михаил Янчук) рассказывают о своем видении учредительного собрания. Они, в частности, полагают, что состав этого собрания должен быть избран всенародным голосованием. Причем, учредительное собрание может состояться только при недопущении «президентских выборов» и «референдума».

Далее в письме отмечается: «Идея учредительного собрания должна быть подвергнута критике и анализу со всех сторон и позиций. Если она выдерживает критику, то ее можно смело реализовывать; если нет, то в процессе критики могут возникнуть лучшие идеи и предложения».

Вот этим я и собираюсь заняться в настоящей статье.

 

Критика идеи учредительного собрания

Идея созыва учредительного собрания внешне смотрится привлекательно. Однако будем реалистами и посмотрим на нее с юридической точки зрения.

Первое: В.Мацкевич утверждает, что «учредительное собрание — это дело всего народа и нужно, чтобы идея овладела массами». Но как она может овладеть «массами», если люди, в том числе продвинутые, не понимают, что такое учредительное собрание и для чего его надо созывать?

По замыслу инициаторов, такое собрание должно избираться всенародно. Тогда возникают вопросы: на каких основаниях, по каким правилам, кто будет выдвигать, кто регистрировать, кто считать? Не проще ли провести выборы нового легитимного парламента и поручить ему внести поправки в Конституцию.

Второе: В.Мацкевич изрекает такую мысль: «Учредительное собрание в 2020 году можно только подготовить. И будет день, когда его можно будет объявить». Потом будет еще несколько месяцев подготовительной работы и вот тогда — после всенародных выборов — это собрание приступит к работе.

Длинная получается дорога к новой Конституции. И все это надо делать при существующем режиме. Маловероятно, что действующая власть позволит кому-то созывать и проводить такого рода собрания. Его организаторы рискуют оказаться за решеткой как заговорщики и смутьяны.

Третье: кто станет делегатами учредительного собрания? Даже если удастся организовать какое-то подобие выборов, мало кто отважится избираться в мифический орган. Едва ли среди избранных найдутся специалисты-конституционалисты.

Можно также предположить, что политические партии и движения проигнорируют идею созыва учредительного собрания. А без помощи партий провести выборы делегатов не получится. В результате так называемое учредительное собрание превратится в балаган говорунов и умников, которые ничего не сделают и только потешат публику.

 

Какой путь легитимный?

Нашей общей целью можно считать восстановление в Беларуси законности, демократии и справедливости. Ради достижения этой цели следует наметить прямую и широкую дорогу, по которой могут пойти все желающие.

Для этого имеются правовые основания и возможности. Согласно преамбуле к Конституции, народ является хозяином в стране. Он является источником государственной власти и носителем суверенитета, осуществляет СВОЮ власть непосредственно и через представительные органы (ст. 3 Конституции).

Для восстановления законности в стране следует восстановить (возродить) Конституцию 1994 г., которая была временно приостановлена и запятнана «добавками» на референдумах. Надо всего лишь публично сказать: «Конституция живи!»

Как судья Конституционного суда, приносивший присягу на верность Конституции 1994 г. и сохранивший ей верность, утверждаю: Конституция 1994 года была и есть легитимная (законная) Конституция. Ее действие может признать любой гражданин, группа граждан, представительный форум (ассамблея, конгресс, съезд).

Дальше будет легче: надо восстановить демократию. Для этого следует провести выборы в легитимный парламент. По Конституции 1994 г. им является Верховный Совет Республики Беларусь, состоящий из 260 депутатов. Мест хватит для всех желающих: партийных и беспартийных. Можно избирать по смешанной системе: половина — по одномандатным округам, половина — по партийным спискам с определенным заградительным барьером (например, 5%). Понятное дело, что надо будет изменить порядок формирования избирательных комиссий и их состав.

А как быть с президентскими выборами? На мой взгляд, их можно вообще не проводить. Это почему? Да потому, что целесообразно отказаться от должности президента как дискредитировавшей себя и утратившей юридическое значение после ноябрьского референдума 1996 года.

А кто будет работать и экономику поднимать? Для этого есть правительство. Если министры не будут справляться, то их можно поменять, а при необходимости, выписать из-за границы. Вернутся «беглые» белорусы, которые могут применить лучшие формы зарубежного опыта.

Останется лишь восстановить справедливость. Это растянется на долгие годы. Придется разбираться с каждым случаем. Будет много исков, уголовных дел, пересмотров приговоров и иных судебных постановлений.

Как видим, указанные вопросы можно решить без учредительного собрания. Главное, чтобы для перемен созрели условия и народ захотел вернуть свою власть и свои права. У каждого из нас есть на это право. Вот только сможем ли мы его реализовать в условиях ползучей интеграции.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».