Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Референдум в России затронет Беларусь

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

15 января Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию предложил изменения в Конституцию РФ и анонсировал возможный референдум. В тот же день Дмитрий Медведев заявил об отставке состава правительства РФ. На следующий день была сформирована комиссия по подготовке изменений и дополнений в Конституцию РФ.

Почему так скоропалительно? Что собираются изменить в Конституции? Как референдум в России отразится на ситуации в Беларуси?

 

В чем необходимость?

Конституция Российской Федерации была принята «в обход» расстрелянного и разогнанного парламента на референдуме в декабре 1993 г. Она закрепила широкие полномочия президента РФ как главы государства. Позднее, в декабре 2008 г., в Конституцию РФ были внесены «косметические поправки» об увеличении на два года срока президентских полномочий и на один год срока депутатов Госдумы.

Теперь возникла необходимость в новых поправках, причем, срочная. Путин не стал ждать апреля, когда он обычно выступал с ежегодным посланием к парламенту, и огласил свою инициативу в начале года.

Что побудило российского лидера проявить инициативу? Если судить по тексту послания, то исключительно забота о своих гражданах, которые спиваются, нищают и не заботятся о демографии. Для них обещано много плюшек: рост минимальных зарплат, новые выплаты малоимущим, увеличение материнского капитала, улучшение здравоохранения.

О себе Путин вспомнил только в конце послания, заявив, что нужны некоторые поправки в Конституцию. Однако если исходить из норм той же Конституции, то избранный президент обязан «…одну ее любить», то есть соблюдать и защищать (ст. 82). Внесение поправок в Конституцию от действующего главы государства или по его поручению конституционной комиссией можно расценить как нарушение присяги и попытку захвата или удержания власти.

Каких-либо объективных причин для внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ в настоящий период не усматривается. В то же время субъективные причины, исходящие от главы государства, имеются. Они связаны с решением проблемы «2024», когда заканчивается двухразовый срок полномочий Путина.

 

Что предлагается изменить?

Российские эксперты насчитали 15 пунктов, которые Путин предлагает в Конституцию РФ. Вот некоторые из них:

1) кандидат на должность президента должен проживать в России не менее 25 лет и не иметь в прошлом гражданства другой страны (это означает, что Михаил Ходорковский не сможет претендовать на эту должность);

2) президентские полномочия будут ограничены двумя сроками (ранее Путин избирался на должность президента РФ четыре раза);

3) часть президентских полномочий предлагается передать Госдуме, в том числе утверждать кандидатуру главы правительства, его заместителей и часть федеральных министров (сейчас эти кандидатуры утверждает президент с согласия Госдумы);

4) высшие должностные лица РФ и субъектов РФ не должны иметь иностранное гражданство, вид на жительство и иной документ, позволяющий проживать на территории иностранного государства (то есть, они не должны иметь «крыши» или прибежища за границей);

5) новый статус получит Госсовет, в который сейчас входят главы субъектов РФ под председательством президента РФ;

6) расширяются полномочия верхней палаты парламента — Совета Федерации — при назначении судей и прокуроров;

7) Конституционный суд РФ может получить право осуществлять предварительный контроль законопроектов до подписания их главой государства (практика Конституционного суда Беларуси показала, что это — пустая затея);

8) речь идет об установлении приоритета Конституции РФ над нормами международного права (это открытый вызов международному сообществу, путь на обособление РФ для достижения своих внешнеполитических целей).

Вышеуказанные и иные поправки в Конституцию предлагается вынести на всероссийский референдум. Это — исключительный случай в новейшей истории России. Согласно ст. 136 Конституции РФ, поправки в Конституцию относительно системы органов власти можно провести и в форме принятия конституционного закона.

Однако выбор сделан именно в пользу референдума, более обременительного варианта. Почему? Версии могут быть разные: от вовлечения россиян в обсуждение государственных вопросов до присоединения к России «новых земель».

 

Как референдум в России повлияет на Беларусь?

Уже просочилась информация, что референдум в РФ планируется на 1 мая — Всемирный день борьбы за права трудящихся. Он может стать днем единения России в поддержке нового формата власти.

Если до этого времени будут подписаны соглашения в рамках «союзного государства», то к «празднику» могут подключиться и белорусы. Они могут голосовать за объединение с Россией или за принятие конституционного акта «союзного государства». К тому времени умные юристы могут придумать название этого безродного государства. Например, Русобелия или Белая Русь. Последнее название может очень понравиться членам одноименного общественного объединения Беларуси.

Понятное дело, что референдум в Беларуси, если он будет инициирован в этот период, не ограничится одним вопросом «об интеграции». Власти пристегнут к нему еще ряд вопросов, которые будут связаны с поправками в белорусскую конституцию. По всей видимости, они будут скорректированы под модель «российских поправок». Скорее всего, роль президента уйдет на второй план, но реальный глава государства упрочит свои позиции за счет опоры на силовой блок.

Если одновременно с референдумов в РФ будет назначен и белорусский референдум и на нем будут приняты поправки в Конституцию, то статус президента Беларуси, видимо, претерпит изменения. Тогда выборы будут проводиться на основе новой редакции Конституции. Это значит, что они могут пройти раньше, ориентировочно, в июне 2020 г.

Следует отметить, что с юридической точки зрения нельзя менять правила игры в период срока полномочий органов власти. Об этом всегда пишется в заключительных и переходных положениях Конституции. Однако власти с завидным постоянством об этом забывают и пытаются подстроить Конституцию под свои интересы. 

Одно очевидно, что референдум в России втянет в свою воронку власти Беларуси, понуждая их использовать возможности для «углубленной интеграции» (объединения) двух разновеликих государств и упрочить основу долгосрочной и единоличной власти.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».