«Нас лишили альтернативы». В Беларуси по импортному топливу ударили акцизами

Ставки акцизов на автомобильное топливо повысили в четыре раза. Его импорт стал нецелесообразен.

В Беларуси в четыре раза повысили ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо. Соответствующий указ подписал Александр Лукашенко.

Фото aqt-west.ru

Согласно документу, с 1 марта ставка акциза на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, выросла до 1924,32 рубля за тонну, класса 5 — до 1194,36 рубля за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо, не соответствующее классу 5, выросла до 932,2 рубля за тонну, класса 5 — до 737,32 рубля за тонну.

Одновременно, как сказано в комментарии пресс-службы президента, в целях недопущения роста розничных цен для определенных плательщиков к ставкам акцизов применяется коэффициент 0,25. Льготный коэффициент распространяется при продаже топлива, произведенного в Беларуси, в том числе из давальческого сырья.

При работе по давальческой схеме нужно соответствовать определенным критериям. Основным видом деятельности плательщика акциза должно быть производство нефтепродуктов. Объем реализации топлива за налоговый период, предшествующий месяцу отгрузки, должен составлять не менее 50 тысяч тонн. Плательщик акциза должен реализовывать инвестиционный проект по модернизации производства.

Этим требованиям в Беларуси соответствуют только нефтеперерабатывающие заводы — Мозырский НПЗ и новополоцкий «Нафтан». Соответственно, только они и смогут пользоваться льготой при уплате акцизов. То есть, с марта перерабатывать нефть и покупать топливо выгоднее всего на МНПЗ и «Нафтане».

Указ, отмечается в комментарии к нему, направлен «на повышение привлекательности переработки нефти на отечественных предприятиях по давальческой схеме и на исключение необоснованного импорта автомобильного топлива».

«До принятия указа была альтернатива — это привоз импортного топлива. Это могли быть страны Европы. С 1 марта ввоз импортного топлива в Беларусь нецелесообразен. Сейчас только одна возможность обеспечить сеть топливом — либо переработка, либо напрямую покупка на белорусских заводах. Альтернатив, получается, нет. Нас всех, грубо говоря, загоняют в один коридор», — объяснил Naviny.by суть указа менеджер одной из российских сетей АЗС в Беларуси.

В концерне «Белнефтехим» на этот счет отметили, что с ноября 2018 года Россия сама ввела запрет на экспорт нефтепродуктов в Беларусь, а нынешнее повышение акцизов на топливо не означает запрет на импорт нефтепродуктов из других стран.

«Запрет — это когда нельзя. Ограничение — это когда не более. А здесь есть два варианта: либо с увеличенным акцизом напрямую поставлять бензин, либо работать по давальческой схеме и получать топливо от наших НПЗ», — сказал Naviny.by пресс-секретарь «Белнефтехима» Александр Тищенко.

Он напомнил, что концерн предлагал российским нефтяным компаниям, которые имеют в Беларуси сети АЗС, работать по формуле 80 на 20.

К примеру, если на заводы поставляется 1 млн тонн нефти, то 800 тысяч тонн «забирают НПЗ по цене без премии», а 200 тысяч тонн компании «перерабатывают на наших заводах по давальческой схеме и берут топливо себе, оплачивая только переработку». В России встретили это предложение без энтузиазма.

Ранее российские сети АЗС в Беларуси жаловались на дефицит топлива, поставляемого с белорусских заводов. «Лукойл» даже вводил временные ограничения на продажи дизтоплива в одни руки, а «Газпром нефть» закупила небольшую партию бензинов в Польше и Латвии.

«Белнефтехим» расценивал такие шаги как «проявление нервозности». В белорусских структурах российских нефтяных компаний говорили, что ситуация на рынке напряженная.

Как рассказал сегодня Naviny.by менеджер одной из российских сетей АЗС в Беларуси, с тех пор ситуация не изменилась. В концерне же «Белнефтехим» заверили, что проблем с поставками топлива на заправки нет.

«По топливу у нас вообще никаких проблем нет. Все обеспечиваются и по качеству, и по графику», — сказал Александр Тищенко.

С начала года российские компании из «большой пятерки» («Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Татнефть») отказались отгружать нефть в Беларусь. Они настаивают на премии к цене нефти. В Беларуси отказываются ее платить, потому что из-за налогового маневра российский ресурс и без того стал дороже.